Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Жизненный цикл информационных систем

Жизненный цикл информационных систем
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Лекция 4

Тема: Жизненный цикл информационных систем

1. Процесс разработки информационной системы
Разработка корпоративной информационной системы, как правило, выполняется для вполне определенного предприятия. Особенности предметной деятельности предприятия, безусловно, будут оказывать влияние на структуру информацион¬ной системы. Но в то же время структуры разных предприятий в целом похожи между собой. Каждая организация, независимо от рода ее деятельности, состоит из ряда подразделений, непосредственно осуществляющих тот или иной вид дея¬тельности компании. И эта ситуация справедлива практически для всех организа¬ций, каким бы видом деятельности они ни занимались.
Таким образом, любую организацию можно рассматривать как совокупность взаи¬модействующих элементов (подразделений), каждый из которых может иметь свою, достаточно сложную, структуру. Взаимосвязи между подразделениями тоже до¬статочно сложны. В общем случае можно выделить три вида связей между подраз¬делениями предприятия:
 функциональные связи — каждое подразделение выполняет определенные виды работ в рамках единого бизнес-процесса;
 информационные связи — подразделения обмениваются информацией (докумен¬тами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т. п.);
 внешние связи — некоторые подразделения взаимодействуют с внешними си¬стемами, причем их взаимодействие также может быть как информационным, так и функциональным.
Общность структуры разных предприятий позволяет сформулировать некоторые единые принципы построения корпоративных информационных систем.
В общем случае процесс разработки информационной системы может быть рас¬смотрен с двух точек зрения:
 по содержанию действий разработчиков (групп разработчиков). В данном случае рассматривается статический аспект процесса разработки, описываемый в терминах основных потоков работ: исполнители, действия, последователь¬ность действий и т. п.;
 по времени, или по стадиям жизненного цикла разрабатываемой системы. В дан¬ном случае рассматривается динамическая организация процесса разработки, описываемая в терминах циклов, стадий, итераций и этапов.

2. Общие сведения об управлении проектами
Информационная система предприятия разрабатывается как некоторый проект. Многие особенности управления проектами и фазы разработки проекта (фазы жизненного цикла) являются общими, не зависящими не только от предметной области, но и от характера проекта (неважно, инженерный это проект или эконо¬мический). Поэтому имеет смысл вначале рассмотреть ряд общих вопросов управ¬ления проектами.
Проект — это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых опреде¬ляет завершение проекта, а также с установленными требованиями к срокам, ре¬зультатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре.
Можно выделить следующие основные отличительные признаки проекта как объекта управления:
 изменчивость — целенаправленный перевод системы из существующего в не¬которое желаемое состояние, описываемое в терминах целей проекта;
 ограниченность конечной цели;
 ограниченность продолжительности;
 ограниченность бюджета;
 ограниченность требуемых ресурсов;
 новизна для предприятия, для которого реализуется проект;
 комплексность — наличие большого числа факторов, прямо или косвенно вли¬яющих на прогресс и результаты проекта;
 правовое и организационное обеспечение — создание специфической органи¬зационной структуры на время реализации проекта.
Рассматривая планирование проектов и управление ими, необходимо четко осоз¬навать, что речь идет об управлении неким динамическим объектом. Поэтому система управления проектом должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать воз¬можность модификации без глобальных изменений в рабочей программе.
В системном плане проект может быть представлен «черным ящиком», входом которого являются технические требования и условия финансирования, а итогом работы — достижение требуемого результата (рис. 2.1). Выполнение работ обеспе¬чивается наличием необходимых ресурсов:
 материалов;
 оборудования;
 человеческих ресурсов.
Эффективность работ достигается за счет управления процессом реализации про¬екта, которое обеспечивает распределение ресурсов, координацию выполняемой последовательности работ и компенсацию внутренних и внешних возмущающих воздействий.
С точки зрения теории систем управления проект как объект управления должен быть наблюдаемым и управляемым, то есть выделяются некоторые характеристи¬ки, по которым можно постоянно контролировать ход выполнения проекта (свой¬ство наблюдаемости). Кроме того, необходимы механизмы своевременного воз¬действия на ход реализации проекта (свойство управляемости).
Свойство управляемости особенно актуально в условиях неопределенности и измен¬чивости предметной области, которые нередко сопутствуют проектам по разработке информационных систем (более подробно проблемы получения полного формально¬го описания предметной области будут обсуждаться в конце данной главы).
Для обоснования целесообразности и осуществимости проекта, анализа хода его реализации, а также для заключительной оценки степени достижения поставлен¬ных целей проекта и сравнения фактических результатов с запланированными существует ряд характеристик проекта. К важнейшим из них относятся технико-экономические показатели:
 объем работ;
 сроки выполнения;
 себестоимость;
 экономическая эффективность, обеспечиваемая реализацией проекта;
 социальная и общественная значимость проекта.
 
3. Основные фазы проектирования ИС
Каждый проект, независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Совокупность ступеней развития от возникновения идеи до полного завершения проекта приня¬то разделять на фазы (стадии, этапы).
В определении количества фаз и их содержания имеются некоторые отличия, по¬скольку эти характеристики во многом зависят от условий осуществления конк¬ретного проекта и опыта основных участников. Тем не менее,  логика и основное содержание процесса разработки информационной системы почти во всех случа¬ях являются общими.
Можно выделить следующие фазы развития ИС
 формирование концепции;
 разработка технического задания;
 проектирование;
 изготовление;
 ввод системы в эксплуатацию.
Концептуальная фаза
Главным содержанием работ на этой фазе является определение проекта, разра¬ботка его концепции, включающая:
 формирование идеи, постановку целей;
 формирование ключевой команды проекта;
 изучение мотивации и требований заказчика и других участников;
 сбор исходных данных и анализ существующего состояния;
 определение основных требований и ограничений, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
 сравнительную оценку альтернатив;
 представление предложений, их экспертизу и утверждение.
Разработка технического предложения
Главным содержанием этой фазы является разработка технического предложения и переговоры с заказчиком о заключении контракта. Общее содержание работ этой фазы:
 разработка основного содержания проекта, базовой структуры проекта;
 разработка и утверждение технического задания;
 планирование, декомпозиция базовой структурной модели проекта;
 составление сметы и бюджета проекта, определение потребности в ресурсах;
 разработка календарных планов и укрупненных графиков работ;

 подписание контракта с заказчиком;
 ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за хо¬дом работ.
Проектирование
На этой фазе определяются подсистемы, их взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования ресурсов. Характер¬ные работы этой фазы:
 выполнение базовых проектных работ;
 разработка частных технических заданий;
 выполнение концептуального проектирования;
 составление технических спецификаций и инструкций;
 представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.
Разработка
На этой фазе производятся координация и оперативный контроль работ по проек¬ту, осуществляется изготовление подсистем, их объединение и тестирование. Ос¬новное содержание:
 выполнение работ по разработке программного обеспечения;
 выполнение подготовки к внедрению системы;
 контроль и регулирование основных показателей проекта.
Ввод системы в эксплуатацию
На этой фазе проводятся испытания, опытная эксплуатация системы в реальных условиях, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах. Основные виды работ:
 комплексные испытания;
 подготовка кадров для эксплуатации создаваемой системы;
 подготовка рабочей документации, сдача системы заказчику и ввод ее в экс¬плуатацию;
 сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание;
 оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов;
 разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту;
 накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта, состо¬яния, определение направлений развития.
Наиболее часто на начальных фазах допускаются следующие ошибки:
 ошибки в определении интересов заказчика;
 концентрация на маловажных, сторонних интересах;
 неправильная интерпретация исходной постановки задачи;
 неправильное или недостаточное понимание деталей;
 неполнота функциональных спецификаций (системных требований);
 ошибки в определении требуемых ресурсов и сроков;
 редкая проверка на согласованность этапов и отсутствие контроля со стороны заказчика (нет привлечения заказчика).

4. Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы
Понятие жизненного цикла является одним из базовых понятий методологии про¬ектирования информационных систем. Жизненный цикл информационной сис¬темы представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента приня¬тия решения о создании информационной системы и заканчивается в момент полного изъятия ее из эксплуатации.
Существует международный стандарт, регламентирующий жизненный цикл ин¬формационных систем — ISO/IEC 12207.
Стандарт ISO/IEC 12207 определяет структуру жизненного цикла, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания информационной системы. Согласно данному стандарту структура жизненного цикла основывается на трех группах процессов:
 основные процессы жизненного цикла (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);
 вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, вери¬фикация, аттестация, оценка, аудит, разрешение проблем);
 организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого жизненного цикла, обучение).
Рассмотрим каждую из указанных групп более подробно.
Среди основных процессов жизненного цикла наибольшую важность имеют три: разработка, эксплуатация и сопровождение. Каждый процесс характеризуется оп¬ределенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученны¬ми на предыдущем этапе, и результатами.
Разработка
Разработка информационной системы включает в себя все работы по созданию информационного программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными требованиями. Разработка информационного программного обеспече¬ния также включает:
 оформление проектной и эксплуатационной документации;
 подготовку материалов, необходимых для проведения тестирования разрабо¬танных программных продуктов;
 разработку материалов, необходимых для организации обучения персонала.
Разработка является одним из важнейших процессов жизненного цикла инфор¬мационной системы и, как правило, включает в себя стратегическое планирова¬ние, анализ, проектирование и реализацию (программирование).
Эксплуатация
Эксплуатационные работы можно подразделить на подготовительные и основные. К подготовительным относятся:
 конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей;
 обеспечение пользователей эксплуатационной документацией;
 обучение персонала.
 Основные эксплуатационные работы включают:
 непосредственно эксплуатацию;
 локализацию проблем и устранение причин их возникновения;
 модификацию программного обеспечения;
 Q подготовку предложений по совершенствованию системы;
 □ развитие и модернизацию системы.
Сопровождение
Службы технической поддержки играют весьма заметную роль в жизни любой корпоративной информационной системы. Наличие квалифицированного тех¬нического обслуживания на этапе эксплуатации информационной системы яв¬ляется необходимым условием для решения поставленных перед ней задач, при¬чем ошибки обслуживающего персонала могут приводить к явным или скрытым финансовым потерям, сопоставимым со стоимостью самой информационной си¬стемы.
Основными предварительными действиями при подготовке к организации техни¬ческого обслуживания информационной системы являются следующие:
 выделение наиболее ответственных узлов системы и определение для них кри¬тичности простоя. Это позволит выделить наиболее критичные составляющие информационной системы и оптимизировать распределение ресурсов для тех¬нического обслуживания;
 определение задач технического обслуживания и их разделение на внутренние (решаемые силами обслуживающего подразделения) и внешние (решаемые специализированными сервисными организациями). Таким образом произво¬дится четкое определение круга исполняемых функций и разделение ответ¬ственности;
 проведение анализа имеющихся внутренних и внешних ресурсов, необходимых для организации технического обслуживания в рамках описанных задач и раз¬деления компетенции. Основные критерии для анализа: наличие гарантии на оборудование, состояние ремонтного фонда, квалификация персонала;
 подготовка плана организации технического обслуживания, в котором необхо¬димо определить этапы исполняемых действий, сроки их исполнения, затраты на этапах, ответственность исполнителей.
Обеспечение качественного технического обслуживания информационной систе¬мы требует привлечения специалистов высокой квалификации, которые в состоя¬нии решать не только каждодневные задачи администрирования, но и быстро вос¬станавливать работоспособность системы при сбоях.

5. Вспомогательные процессы
Среди вспомогательных процессов одно из главных мест занимает управление конфигурацией. Это один из вспомогательных процессов, поддерживающих ос¬новные процессы жизненного цикла информационной системы, прежде всего про¬цессы разработки и сопровождения.
При разработке проектов сложных информа¬ционных систем, состоящих из многих компонентов, каждый из которых может разрабатываться независимо и, следовательно, иметь несколько вариантов реали¬зации и/или несколько версий одной реализации, возникает проблема учета их связей и функций, создания единой структуры и обеспечения развития всей сис¬темы. Управление конфигурацией позволяет организовывать, систематически учи¬тывать и контролировать внесение изменений в различные компоненты информа¬ционной системы на всех стадиях ее жизненного цикла.

6. Организационные процессы
Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков и контроля за сроками и качеством выпол¬няемых работ. Техническое и организационное обеспечение проекта включает:
 выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта;
 определение методов описания промежуточных состояний разработки;
 разработку методов и средств испытаний созданного программного обеспече¬ния;
 обучение персонала.
Обеспечение качества проекта связано с проблемами верификации, проверки и тестирования компонентов информационной системы.
Верификация — это процесс определения соответствия текущего состояния разра¬ботки, достигнутого на данном этапе, требованиям этого этапа.
Проверка — это процесс определения соответствия параметров разработки исход¬ным требованиям. Проверка отчасти совпадает с тестированием, которое прово¬дится для определения различий между действительными и ожидавшимися ре¬зультатами и оценки соответствия характеристик информационной системы ис¬ходным требованиям.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить