ИНФОРМАЦИОННО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
В процессе эксплуатации судна, его энергетической установки, промысловых и технологических механизмов, судовых машин и устройств необходимо контролировать большое количество параметров (мощность, напряжение, ток, расход энергии, пара, топлива и воды, скорости, давления, температуры и др.). Количественную информацию о численных значениях этих параметров выдают измерительные приборы (датчики и сигнализаторы), устройства, чувствительные к отклонениям параметров от заданных значений, вырабатывают сигналы для САУ. В машинных отделениях организованы ЦПУ, на которые выведены все приборы для контроля за работой ССУ. Управление машинами также производится дистанционно из ЦПУ. При большом числе измерительных приборов и сигнальных устройств, выведенных в ЦПУ, у вахтенного механика возникают затруднения в освоении поступающей информации. С целью освобождения вахтенного персонала от переработки части информации, которая может быть выполнена машиной, на судах с большим количеством сложного автоматизированного оборудования устанавливают информационно-измерительные системы или, как их иначе называют системы централизованного контроля (СЦК). Системы автоматизированного централизованного контроля. СЦК. Система, образованная из датчиков, электронных приборов (элементов обработки сигналов), средств отображения регистрации и сигнализации, представляет собой СЦК. СЦК облегчает обслуживание, контроль и наблюдение за судовыми механизмами, снижая трудозатраты обслуживающего персонала на контроль за состоянием судовой энергетической установки. СЦК включает в себя систему аварийно-предупредительную сигнализацию (АПС), которая в процессе контроля выдает тревожные сигналы в тех случаях, когда какой-либо из контролируемых параметров выходит за пределы допускаемого диапазона. СЦК выполняет следующие функции: - сбор информации и предварительную обработку сигналов от датчиков и сигнализаторов, их нормализацию и представление сигналов в стандартном виде; - сравнение текущего сигнала с заданным его значением по предельному для эксплуатации уровню и выработку сигнала аварийного или предупредительного отклонения; - формирование обобщенных световых и звуковых сигналов тревоги, обозначающих сам факт отклонения какого-либо параметра за недопустимые пределы; - формирование локальных звуковых сигналов соответственно группе параметров по тональности и отображение их на видеомониторах и картах электроники соответствующего параметра; - вызов механика в ЦПУ, в случае срабатывания какого-либо параметра; - запоминание факта отклонения параметра за пределы уставки и хранение его до момента устранения аварийного отклонения; - частичное квитирование (прием или отключение сигнала) звукового и светового сигналов обобщенной сигнализации, автоматическое полное квитирование сигналов тревоги после устранения отклонения параметра; - измерение основных параметров состояния судовой энергетической установки с индикацией их на видеомониторах; - регистрацию номера и уровня параметра в момент отклонения, а также текущего судового времени; - контроль за исполнением механиком своих обязанностей; - формирование управляющих сигналов на исполнительные механизмы САУ. По принципу действия и структуре СЦК делятся на две основные группы: обегающего типа и поканальной обработки информации. Системы поканальной обработки информации, применяемые в судовых СЦК, имеют каналы обработки информации по числу датчиков. Аналоговый сигнал в такой системе преобразуется из амплитудного во время-импульсный, длительность которого пропорциональна амплитудному сигналу. По количеству обслуживаемых точек (параметров) системы имеют неограниченные технические возможности. СЦК выполняются блочного типа и количество датчиков, обслуживаемых системой, от 80 до 1000 и более в зависимости от мощности и типа главной энергетической установки. В системах все параметры по степени важности разделены на две группы - критические и некритические. Соответственно этим группам предусмотрена цветная световая сигнализация (красная и оранжевая) и звуковая (высокотональная и низкотональная). Для каждого критического параметра в системе имеется свой отдельный канал непрерывного контроля, принцип действия которого рассмотрим по схеме Рис.4. За отклонением контролируемого параметра от заданного значения следит сигнализатор С. В случае превышения заданного уровня сигнализатор замыкает электрическую цепь реле Р1. При этом включается обобщенная предупредительная сигнализация ОАПС, светящиеся мигающим светом лампы индивидуального табло Л1 и Л2, получающие питание от импульсного генератора ИГ. Кроме того системой запоминается факт отклонения параметра (шунтируется цепь сигнализатора С контактом реле Р1). Мигающий сигнал принимает механик, нажимая на кнопку Кн1 «Сброс звука и мигания». При этом срабатывает реле Р6 и своими контактами включает реле Р2, которое отключает питание на Р1 и лампы Л1 и Л2 переходят на режим постоянного свечения. Одновременно снимается сигнал ОАПС. От каждого реле управляющие сигналы УР1, УР 2и УРЗ воздействуют на соответствующие переключатели. Возвращение контролируемого параметра в нормальные пределы вызывает размыкание контакта сигнализатора С и отключение питания на Р2. Снимается индивидуальный световой сигнал, лампы Л1 и Л2 гаснут. Исправность ламп индивидуального светового сигнала проверяют при помощи переключателя ВЗ. Аналогично работают каналы различных СЦК, существенные различия имеются лишь в элементной базе.
|