Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Интересно... Эффективное запоминание: законы памяти

Эффективное запоминание: законы памяти
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Эффективное запоминание: законы памяти

Запоминать могут все, но для того чтобы хорошо запоминать, нужно знать о некоторых законах памяти. Одно лишь знание этих законов, даже без освоения специальных приемов эффективного запоминания, значительно улучшит ваши результаты. Освоив эти принципы, вы сможете запоминать любую необходимую вам информацию самым эффективным именно для вас способом. И что немаловажно - вы сможете избежать многих ошибок в отношениях со своей памятью, которые ведут к перенапряжению, утомлению и плохим результатам.

Что же лежит в основе любого эффективного запоминания?

Закон ярких впечатлений

Наша память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается само по себе, без особых усилий со стороны человека. Убедиться в этом вы можете, попытавшись вспомнить какие-нибудь дни прошедших лет. Что вы вспомнили? Скорее всего - какие-то праздники, дни рождения, интересные развлечения, поездки. Эти события вспоминаются легко, несмотря на то, что могли происходить достаточно давно. Или же попробуйте как-нибудь вечером вспомнить людей, которых вы встречали на улице. Наверняка вам вспомнятся в первую очередь те, кто чем-то выделялся - одеждой, поведением и т. д. На действии этого закона основаны и рекламные ролики, и музыкальные клипы, и уличная реклама - чем информация ярче и необычнее, тем больше вероятности того, что она останется у людей в памяти. Информацию, подлежащую запоминанию, нужно предъявлять нашей памяти в комфортном для нее виде. Постарайтесь перед запоминанием обработать информацию таким образом, чтобы она стала яркой и необычной - в этом случае память (мозг) с большей вероятностью и с меньшими усилиями усвоит ее. Именно на этом свойстве памяти основаны многие техники эффективного запоминания.

Закон значимости информации

Замечали ли вы, что некоторую информацию вы помните, несмотря ни на что, а другую забываете, несмотря на все усилия, которые вы прикладываете к ее запоминанию Что же может определять успешность запоминания? Конечно, вид информации, которая подлежит запоминанию.

К значимой информации относится все то, что связано с непосредственным выживанием человека или с удовлетворением первичных жизненных потребностей. Это сведения, касающиеся питания, основных навыков, правил жизни в социальной среде и т.п. С запоминанием информации этого вида у людей, как правило, не возникает проблем.

Следующей по значимости является информация, связанная с собственной личностью все, что имеет отношение к увлечениям человека, его привязанностям, жизненным ценностям, профессии, эмоциям и чувствам, самоутверждению, личностному успеху. Этот вид информации тоже мало подвержен забыванию, а само запоминание не вызывает проблем. Если вы, поклонник футбола, посмотрели матч, то его счет и имена забивших голы игроков вы запомните без всяких усилий, так как данная информация относится к сфере ваших увлечений. Другой пример вы с трудом запоминаете имена деятелей науки и культуры, но если близкий и интересный вам человек знакомит вас со своими родителями, их имена отпечатываются в вашей памяти без всяких усилий.

Еще одним видом информации, наименее значимым для выживания, считается общеобразовательная информация, или информация для кругозора. Без этой информации человек может обходиться. Именно с запоминанием этого вида информации мы чаще всего и испытываем трудности. Большая часть учебной информации относится к этой третьей группе.

Однако иногда она может оказаться и во второй группе, что значительно повышает ее шансы быть накрепко усвоенной. Итак, прочность запоминания зависит от того, к информации какого вида относятся те факты, которые человек запоминает. Чтобы обеспечить лучшее усвоение необходимой вам информации, надо постараться перед запоминанием подумать, какую положительную роль она сможет сыграть в вашей жизни. Попробуйте представить себе ситуацию, в которой вы благодаря владению этими сведениями добиваетесь успеха в глазах окружающих и т. п. Если вы серьезно подумаете над этим, то велика вероятность, что информация из группы общеобразовательных знаний переместится во вторую группу и будет усвоена вами значительно лучше и быстрее без применения специальных усилий.

Закон мотивации

Если у человека есть сильная мотивация  (то есть, причина или побуждающая сила, желание) к запоминанию той или иной информации, то ее усвоение происходит без всяких проблем, поскольку информация, к запоминанию которой существует сильная мотивация, тоже на какое-то время попадает во вторую группу. Умение пользоваться законом мотивации заключается в создании дополнительной, пусть даже искусственной, мотивации. Создать искусственную мотивацию значительно проще, чем искусственный интерес. Например, для многих хорошей мотивацией является спор или соперничество. Для других людей мощной мотивацией является ожидаемая награда - в конкурсе, соревновании, которое должно состояться через какое-то время. Что именно станет для вас мощной мотивацией - зависит от вашей системы ценностей и желаний. В любом случае, чтобы замотивировать себя, нужно попытаться установить взаимосвязь материала с будущей деятельностью. Психологи и педагоги давно заметили, что школьникам хуже всего даются те предметы, которые, по их мнению, никак не пригодятся им в жизни.

Закон деятельности

Чем больше информация включена в деятельность человека, тем быстрее и прочнее она запоминается. Закон деятельности имеет двойственное значение. С одной стороны, если знания включаются в какую-то деятельность, то они значительно быстрее усваиваются, а с другой стороны, мы особенно хорошо помним те знания, которые используем в своей деятельности, и постепенно забываем ту информацию, которая нами не используется. Чтобы лучше и быстрее запомнить какую-либо информацию, нужно постараться в ней что-то изменить что-то в ней подсчитать, сопоставить, выделить, поменять местами (что именно - зависит от вида информации). Другими словами, поработать с информацией.

Возможности нашей памяти безграничны. Каждый из нас может запомнить информацию, содержащуюся в миллионах книжных томов. Пользуемся ли мы этими способностями

Закон настроек и установок

На запоминание, как и на любой другой вид деятельности, надо настраиваться, к нему надо готовиться, хотя бы одну-две минуты. Этот этап подготовки способен значительно улучшить качество запоминания. Когда человек приступает к запоминанию, он практически не обдумывает предстоящую работу. А между тем каждое запоминание требует своего подхода. От этого зависит не только качество конечного результата, но и рациональное использование ресурсов мозга.

Предполагаемое время хранения информации. Когда вам необходимо запомнить надолго, дайте себе мысленную установку помнить долго (а еще лучше - конкретно полгода, 3 месяца, всю жизнь и т. п.). Этот закон подтверждают множество экспериментов. Например, если двум одинаковым по всем параметрам (пол, возраст, способности и т. д.) группам дать для запоминания один и тот же материал, но одну из них предупредить, что вспоминать его придется через небольшой промежуток времени (до суток), а второй сказать, что помнить эту информацию нужно будет в течение очень длительного времени, то результаты второй группы будут существенно лучше результатов первой. То есть, материал будет усвоен прочнее.

Настройка на сложность и содержание материала. Перед запоминанием сложного материала имеет смысл подготовиться. Настроиться на сложность материала можно при помощи его предварительного просмотра. Он заключается в беглом просмотре материала (3-5 секунд на страницу), подлежащего изучению. Во время предварительного просмотра мозг успевает собрать много важнейших характеристик информации, что оказывается крайне ценным при дальнейшей работе.

Настройка на условия, в которых будет происходить воспроизведение. Если вам предстоит использовать запоминаемый материал на экзамене, выступлении, презентации и т.д., попробуйте представить, как вы излагаете этот материал. Вообразите лица и реакцию слушателей; проверьте, сможете ли вы продолжить воспроизведение, если вас все время прерывают; сможете ли вы излагать в быстром темпе; подумайте, будете ли вы выступать перед большой аудиторией или разговаривать с глазу на глаз, и т. п.

Закон предшествующих знаний

Чем больше у человека знаний по определенной теме, тем лучше и быстрее запоминается вся новая информации по ней. Поэтому, знакомясь с материалом для запоминания, постарайтесь активизировать все знания, которые у вас уже имеются. Это необходимо для того, чтобы установить как можно большее количество связей с уже усвоенной информацией. На первом этапе вы можете помогать себе вопросами: как я могу это связать с тем, что мне уже известно? Как новая информация отражается на уже известной мне (противоречит, разъясняет, подтверждает, где и как я буду ее использовать)? Попытайтесь проанализировать и систематизировать знания.

Закон взаимовлияния следов памяти

Если сразу после запоминания какой-либо информации, вы приступите к запоминанию другой, то последующее запоминание негативно отразится на предыдущем. Это произойдет потому, что ваша память, занятая переработкой уже воспринятой информации, столкнется с задачей фиксации новой информации, и переработка информации пострадает. Ученые называют это явление законом ретроактивного торможения. Именно из-за ретроактивного торможения эффективными оказываются занятия на ночь - вы ложитесь спать, и новая информация не поступает. С другой стороны, на запоминание вновь поступающей информации оказывают влияние следы памяти, идущие от той информации, которая усваивалась непосредственно перед ней. Это явление называют проективным торможением. Именно из-за того, что предыдущей информации нет, рекомендуется запоминать утром, как говорится, на свежую голову.

Однако не всегда получается построить свою работу максимально эффективно. По крайней мере, постарайтесь после запоминания выполнить работу, никак с запоминанием не связанную. Кроме этого, каждые 30-40 минут нужно делать в занятиях короткий (3-10 минут) перерыв. За время перерыва запоминаемая информация уляжется. Во время перерыва вы должны исключить поступление любой новой информации, поэтому не стоит слушать радио, смотреть телевизор или читать - иначе ретроактивное торможение снизит эффективность вашей работы. Во время перерыва лучше насытить мозг кислородом постоять у открытого окна, выйти на улицу, выполнить несложные физические упражнения, расслабиться.

Закон временного слоя

Все, что происходит с нами в одно и то же время, находится как бы в одной плоскости впечатления, получаемые в близкие по времени промежутки, оказываются в одной группе. Например, запах может вызвать яркое воспоминание об обстоятельствах того времени, когда вы его впервые почувствовали. Мелодия может воскресить в памяти лицо человека, с которым вы были рядом, когда впервые ее услышали, и черты которого давно уже забыли. Это своего рода естественные временные ассоциации. События, факты, впечатления регистрируются вместе с окружающей их обстановкой, создают неразрывную группу, вступают в ассоциативную связь. Достаточно оживить один из компонентов этой группы, и вся она может стать доступной воспроизведению. Поэтому, чтобы вспомнить утерянную информацию, нужно, прежде всего, попытаться оживить временной слой, поискать факты, которые доступны вспоминанию и при этом сцеплены с утерянными во временном слое.

Техники эффективного запоминания

Чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу - запомнить.

Осознавать, для чего вам нужна запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.

Установить связь с уже имеющимися у вас знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нужно обязательно связать с чем-то ассоциативно. Чем больше связей между двумя мыслями или фактами вы установите, тем выше вероятность того, что вы вспомните одну информацию при помощи другой. Особенно хорошо работает связь с яркими впечатлениями.

Выработать в себе навыки концентрации внимания и не забывать его вовремя включать. Без внимания нет запоминания. 80% неуспеха в запоминании - невнимательность.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить