Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Интересно... Три, пять, далее везде, или Как человечество училось считать.

Три, пять, далее везде, или Как человечество училось считать.
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Три, пять, далее везде, или Как человечество училось считать.

 

Специалисты по исторической лингвистике из Йельского университета составили компьютерную модель развития языков австралийских аборигенов. О том, как развивались их системы счета, сообщается в Proceedings of the Royal Society B.

 

Клэр Боуэрн (Claire Bowern) и ее студент Кевин Чжу (Kevin Zhou) исследовали самую крупную пама-ньюнгскую языковую семью на Австралийском континенте. В нее входят 178 языков, а ареал ее распространения охватывает 7/8 всей территории континента. Сегодня на этих языках говорят около 25 тысяч людей, хотя когда-то их было, очевидно, около двух миллионов. У австралийских аборигенов, как известно, лучше всех на Земле сохранился уклад, близкий к первобытным людям, и их языки также могут много рассказать о жизни в древности.

 

Лингвисты ввели данные о языках пама-ньюнга в компьютерную систему, используемую биологами при изучении эволюционных данных. Это дало возможность выявить, как развивались языки, и в каких отношениях они находились друг с другом. Затем отдельно были введены данные о системе счета и числительных в этих языках.

 

Оказалось, что в наиболее древних языках есть всего несколько числительных, обычно, они заканчиваются на цифре пять. Подобная ситуация встречается и в других местах мира, например, в джунглях Амазонки. При необходимости определить количество, превышающее пять, индеец просто окидывает взглядом, например, стадо, и воспринимает его в целостности, не испытывая необходимости пересчитывать. Пэйшенс Эппс (Patience Epps), лингвист из университета Остина, Техас, изучающая амазонских индейцев, считает, что более сложные системы подсчета развились, когда возникла необходимость торговли с другими племенами, то есть с людьми, которым не очень доверяли, а, следовательно, нужно было пересчитывать товар поштучно.

 

Изучение языков пама-ньюнга принесло новые подробности истории развития счета. Во-первых, уже в тех языках, где числительных всего пять, заметны следы более древней ступени, — тройки. В большинстве случаев число четыре обозначается не новым словом, а составным понятием, чем-то вроде «два и два». Очевидно, сначала у древних людей сформировались первые три числительных, а затем добавились еще два. Лингвисты считают, что в тот момент, когда австралийские аборигены стали способны осознавать такое обобщенное понятие, как «пять», их мозг был уже готов к восприятию других чисел. Что интересно, на следующем этапе развития языков числительные прибавлялись не по одному, а группами. Языки, развившиеся из тех, где считали до пяти, обычно уже оперировали числительными до десяти или двадцати. По мнению ученых, дело в том, что, «освоив» пятерку, люди дальше уже легко учились считать не только до шести или семи, но и дальше.

 

Счет — одна из сложнейших абстракций, существующих в нашем мозгу, и возможность выявить развитие числительных по сути дела показывает, как у людей развивалось абстрактное мышление.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить