Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Информационные технологии в системах управления

Информационные технологии в системах управления
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Информационные технологии в системах управления

1. Редко ускорившиеся развитие экономических, политических и социальных взаимосвязей в обществе, их усложнение, все возрастающая стоимость управленческих решений на всех уровнях иерархии экономических систем вызвало в 90-е годы сильный всплеск интересов к концепциям и методам управления, который в настоящее время сопровождается ростом предложения на рынках информационных технологий, всевозможного специального программного обеспечения.
Ещё несколько лет назад на рынке информационных технологий существовали десятки пакетов таких программ, а сегодня их уже свыше сотни для всех отраслей и уровней управления.
Помимо инструментального решения проблем создания технологий принятия решений существенно повысилась доля интеллектуальной сферы разработок. Дальнейшее развитие получила разработка математической теории больших иерархических систем. Успешно создается математический аппарат, пригодный для описания таких систем, созданы удачные приемы «декомпозиции» больших систем на более удобные в рассмотрении «небольшие» элементы.
Однако следует заметить, что действительных методов управления большими экономическими системами ещё не создано. На практике автоматизированный подход управления, в частности производственно-экономическими системами сводится к тому, что каждое звено, операция работа которых оптимизируется не всегда рассматривается как часть другой, более обширной системы и не часто исследуется как влияет работа конкретного звена на работу последней.
Особенно заметно это проявляется в сфере сервиса, где адаптированных информационных технологий объективно значительно меньше, чем в сфере производства.
В наибольшей степени это связано со спецификой, особенностями информационных потоков как в той так и в другой сферах экономических отношений, с наличием методов и различной степенью сложности организации информации. Если в производственных сферах функционирует информация преимущественно с количественными характеристиками, имеются нормативы, спецификации и сертификационные требования, то в сфере сервиса, услуг ситуация иная: преобладание информации с характеристиками, имеющими качественные знания, сложность  математического аппарата организационного рода информации резко выраженная непредсказуемость результата и многокритериальность самой задачи.
Из этого следует, что основная проблема создания и эффективного использования информационных технологий лежит в области связей в интеллектуальной среде: «данные – знания – представление знаний». Если проблемы относительно данных в плане методических подходов к их обработки практической сняты [1, 2], то в отношении знаний и их представления проблема существует и в настоящее время интенсивно развивается, реализуясь в системах поддержки принятия решений (СППР), экспертных системах (ЭС) и системах искусственного интеллекта (СИИ).
Чтобы были в дальнейшем понятным определим знания как описанные тем или иным способом данные, сущность которых их проявляется при их использовании для достижения цели.
Для удобства решения проблемы интеллектуализации систем выработки и принятия управляющих решений знания делят на факты, указывающие, что истинно или было таковым и правила, позволяющие предсказывать изменения во времени или в результате выполнения во времени или в результате выполнения определенной последовательности действий, а также косвенным образом получать характеристики ненаблюдаемых явлений.
Рассматривая организацию фактов и представление значений как основу функционирования в управлении отметим, что последнее время разработаны и развиваются методы использования знаний в широком аспекте применение автоматизированных системах поддержки управленческих решений. Для технологий формализованных систем используются методы логического вывода.
Для семантических сетей применяются методы по ассоциативным связям, что в терминах графов не что иное как нахождение путей выделенных подграфов с определенными свойствами [6].
В связи с созданием и возросшим интересом к ЭС разработанные и совершенствуются методы основанные на взаимодействии процессов, взаимодействии экспертов [7], взаимодействии факторов [8]. Самым важным результатом применения знаний в системах управления является расширение класса решаемы задач.
Особенностью разработки и использования информационных технологий является то, что теория управления имеет дело не только со знаниями выразимыми в виде точных математических зависимостей, но и с большим объемом экспертных знаний, формализация которых в виде известных математических моделей невозможна. Это наиболее характерно для информационных технологий сфере сервиса. В этой сфере для задач управления, которые не поддаются решению классическими методами разработаны и используются принципы ситуационного управления [3, 9], где постулируется применение знаний для описания объекта и законов управления, благодаря чему значительно расширяется класс решаемых задач управления, разнообразие информационных технологий и эффективность их использования.
Ещё одной особенностью современных систем управления на основе информационных систем управления на основе информационных технолгий является реализация способов общения пользователя с ПЭВМ на языке близком к естественному [4]. При этом диалог организуется как многошаговый процесс общения, а сценарий адаптируется к уровню знаний пользователя.
Что касается инструментального решения проблемы, то развиваемая в области информационных технологий техника многооконного обмена позволяет быстро менять формат и содержание экрана и передавать через один экран большой объем графической и текстово-цифровой  информации.
С точки зрения представления знаний каждое окно на экране является видимой частью определенного фрейма. Эта часть фрейма содержит информацию, которую менеджер понимает и может менять, изменяя изображение на экране. Объединив многооконный обмен со сценариями диалога получаем очень ненадежный и удобный человеко-машинный интерфейс, что и определяет эксплуатационные возможности конкретной информационной задачи.
В заключение отметим ещё один немаловажный аспект связанный с эффективностью современных  продуктов информационных технологий в сферах практического менеджмента и маркетинга.
Прежде всего, на рынке информационных технологий предлагает товар не отечественного производства. Учитывая, что Украина имеет свою специфику экономического развития и управления, адаптация иных схем (согласимся, что они сделаны профессионально имеют квалификационный заказ) к нашим условиям объективно затруднена, что снижает эффективность использования систем. Если при этом учесть, что этот товар достаточно дорог и требуют дополнительных затрат на сопровождение, то не всегда можно поручится за целесообразность их использования.
Альтернативой является ориентация на отечественные разработки в области информационных технологий. Для этого необходимо развивать и стимулировать такое направление как профессиональных менеджеров по знаниям, развивая программы обучения на стыке математических методов и прикладных дисциплин с основами прикладного программирования.
Отдельным вопросом должно стоять получение достоверной, соответствующей требованиям информационных технологий значений факторов. Необходимо создать государственную программу получения данных. Это из огромных массивов имеющихся данных, лишь 10-15% пригодны для использования в автоматизированных системах управления.
Упорядочивание систем получения первичной информации существенно удешевить разработку автоматизированных систем проектирование и управление, повысит их надежность, эффективность использования, товарную предпочтительность в целом.
Рассмотрены (слишком схематично и загрубленно) некоторые из многочисленные проблем разработки и использования информационных технологий. Целью статьи является демонстрация проблем представления  фактов и закономерностей, в новых схемах программирования, которые реализуются в информационных технологиях, как синонимах применения элементов искусственного интеллекта.

Литература
1. Клещев А.С. Представление знаний. Методология, формализм, организация вычислений и программная поддержка.- В кн. Прикладная информатика. М.: ФиС, 1983.- С. 49-94.
2. Брябрин В.М. Ф-язык – формализм для представления знаний в интеллектуальной диалоговой системе. В кн. Прикладная информатика. М.: ФиС, 1981.- С. 73-104.
3. Поспелов Д.А. Большие системы. Ситуационное управление.- М.: Знание, 1975.
4. Поспелов Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления.- М.: Энергоиздат, 1981.
5. Ефимов Е.И. Решатели интеллектуальных задач. – М.: Наука, 1982.- 320 с.
6. Райков Л.Л. Построение оптимальных расчетных цепочек из модулей с именованными входами.- Прогарммирование, 1982.- № 6.- С. 32-38.
7. Бухштаб Ю.А., Горлин А.И. и др. Об одном подходе к разработке интелектуальных пакетов.- М.: ЧПМ АН СССР, Препринт.- № 70.- 1980.
8. Hewift C., Baker H. Laws for communicating parallel processes.- Ju: Proc. JFJP-77, Toronto, 1977.
9. Поспелов Д.А. Принципы ситуационного управления.- Изд. АН СССР.- Техническая кибернетика, 1971.- № 2.- С. 10-17.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить