Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Cоциальная ситуация и гендерные стереотипы

Cоциальная ситуация и гендерные стереотипы
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Cоциальная ситуация и гендерные стереотипы

Мощнейшим фактором, являющимся барьером в установлении гендерного равенства в современном обществе являются стереотипы массового сознания. Определим, что такое стереотипы вообще и гендерные стереотипы в частности? Социальный стереотип — схематичный, стандартизованный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; составная часть установки. Стереотипы — синоним предвзятых представлений, ложных образов. Гендерные стереотипы — внутренние установки в отношении места мужчин и женщин в обществе, их функций и социальных задач.
Назначение  стереотипов таково, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще. Говоря о стереотипах, можно провести аналогию со снегом  в горах, со стороны  очень красиво, но при воздействии ряда факторов он становится опасным и  абсолютно невозможно предусмотреть, какие разрушительные последствия будут после схода снежной  лавины.  Стереотипы не менее пагубно влияют на все сферы нашей жизни и, особенно на отношения с окружающими. Они являются барьерами на пути к нашему счастью и все мы в большей или меньшей степени являемся их заложниками. Стереотипы индивидуальны или массовы. Стереотипы сознания являются наиболее серьезным барьером в установлении гендерного равенства в обществе.
Первые исследования гендерных стереотипов за рубежом начались в 50-е годы ХХ века и были связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям мужчин и женщин друг о друге и о себе. В 60-70-е годы большую популярность приобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах деятельности, оценках мужчинами и женщинами результатов деятельности группы. 
В основном, все исследовательские работы этого периода были направлены на выяснение содержания гендерных стереотипов. Обобщая результаты исследований этой стороны гендерных стереотипов, все их описания можно объединить в три группы.
Первая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин - профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин по наличию семьи и детей.
Вторая группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Удел женщин - это экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда. Инструментальная сфера - это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд. Широкому распространению данного стереотипа в социальных науках способствовала весьма популярная концепция "естественной" взаимодополнительности полов Т. Парсонса и Р. Бейлза.
Третья группа гендерных стереотипов - это стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным началом, а фемининность - с пассивно репродуктивным, природным. Эти нормативные представления (стереотипы) полярно противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны.
Начиная с 1980-х годов, ученые-психологи пришли к выводу, что исследования в области  гендерных различий могут привести  к упрочению стереотипов и трактовки их как присущих женщинам недостатков. И поэтому, начиная с этого периода, начинается углубление представлений о равенстве полов. При этом опровергаются раздутые стереотипы(4).
Постепенно формируется мнение, что гендерная система, политические и экономические факторы в обществе всегда взаимосвязаны. В этом плане конструирование (толкование) пола в гендер, а также асимметрия, характеризующая гендерные системы в обществе, могут пониматься как системы, тесно связанные с организацией социального неравенства.
Говоря словами Лорети, система пол - гендер (гендерная система) является одновременно и социокультурным конструктом, и семиотическим инструментом, системой представлений, которая приписывает значения (идентификацию, престиж, статус в социальной иерархии) индивидуумам в обществе(5).
И если гендерные представления понимать как социальные позиции с различными значениями, то для кого-либо быть представленной (ым) или представить саму (ого) себя как женщину или мужчину означает принять весь набор подобных содержаний.
Можно сказать, что конструкция гендера - одновременно продукт и процесс представления, как о других, так и о самих себе.
В  эксперименте со студентками Херсонского государственного аграрного университета  было изучено  воздействие представлений, связанных с гендерными ролями. Студентки 4-5-х курсов  заполняли опросник, в котором описывали самих себя для высокого неженатого мужчины, старше их, материально обеспеченного, имеющего высшее образование, с которым они предположительно собирались познакомиться. Те, кто  решил, что идеал для такого мужчины — женщина, ориентированная на семью и  почтительное отношение к мужу, приписывали себе традиционные женские качества, например, умение готовить, вязать, отсутствие вредных привычек. В своих описаниях девушки преимущественно указывали свои физические данные (рост, вес, цвет глаз и волос), интеллектуальный уровень (незаконченное высшее образование), положительные качества характера – верность, нежность, общительность, доброта, отзывчивость, увлечения музыкой, чтением книг.  
Эта приспособляемость к идеалу мужчины оказалась выражена в меньшей степени, если мужчина описывался как менее привлекательный — невысокий второкурсник, среди основный увлечений которого – футбол и компьютеры. В данном случае основной акцент в описании делался на описание своих увлечений в данный момент  и  прошлого опыта (занятия в школе и на первых курсах). Описание внешности и качеств характера практически отсутствовало или приводилось в конце текста.
Таким образом, это небольшое исследование показывает, как  социальное воздействие оказывает влияние на формирование гендерных стереотипов. Поэтому взаимосвязь личности и  социальной ситуации можно рассматривать как минимум с трех позиций. Во-первых, разные личности по-разному воспринимают данную ситуацию и по-разному  реагируют на нее. Во-вторых, люди сами способны избирать для себя влияющие на них ситуации. В-третьих, люди сами участвуют в создании своей собственной ситуации и соответственно собственных гендерных стереотипов. Можно констатировать, что определенные возможности есть как у личности, так и у социальной ситуации. Человек является и одновременно и творением, и одновременно творцом социальной ситуации.

Литература
1. Адоньева С.Б. Мужчины: к проблеме традиционных социальных ролей. Преемственность поколений: диалог культур. Мат.междунар. конф. СПбГУ, СПб.,1996.
2.  Бернштам Т.А. Новые перспективы в познании и изучении традиционной культуры: теория и практика этнографических исследований. Киев, 1992.
3.  Кон И.С. Социология личности- М., 1988.
4.  Майрс Д. Социальная психология- СПб., 1998.
5. Lauretis Т. de. Technologies of Gender- Bloomington, 1987


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить