Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы СЛОВАРЬ В.Н. ДАРИЕНКО. ХХ ВЕК

СЛОВАРЬ В.Н. ДАРИЕНКО. ХХ ВЕК
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

СЛОВАРЬ В.Н. ДАРИЕНКО. ХХ ВЕК


СОЦИАЛИЗМ — идейное и общественно-политическое движение, сторонники которого считают, что источником несправедливости в обществе является частная собственность или ее неравное распределение. Соответственно, создание более справедливого общества ставится ими в зависимость от преобразований в сфере собственности. С. оформился в XIX в. и быстро завоевал многочисленных сторонников. Массовой базой социалистического движения стали промышленные рабочие и часть среднего класса. Среди сторонников С. — социалистов — не было единства относительно того, как создать новое общество. Одни полагали, что этого можно добиться путем организации совместного труда (Р. Оуэн, Ш. Фурье), другие — путем ниспровержения капитализма и принудительной ликвидации частной собственности и обращения ее в общественную (К. Маркс). Марксизм — революционный С. — стал в конце XIX в. ведущим направлением С. Затем внутри марксизма возникло реформистское течение. Его сторонники считали, что справедливое общество может быть создано путем социальных реформ, а поэтому главным средством достижения этой цели является расширение демократии.

АНАРХИЗМ (от греч. anarhia — безвластие) —
Это совокупность политических и правовых учений, излагающих требование немедленного уничтожения государственной власти путём организации стихийного бунта народных (трудовых) масс, создания федерации мелких автономных (самостоятельных)  производителей.
Под анархизмом также понимают достаточно распространённое общественно-политическое движение, которое в принципе не признаёт объективное необходимости  государственной и иной политической власти.
Для анархистов государство — лишь орудие господства одних людей над другими. От западноевропейского А. в России отличался прежде всего своей социальной базой, основу которой составляло крестьянство, а не разорившаяся мелкая буржуазия города и люмпен-пролетариат. В сознании крестьянства лишней, ненужной была любая власть, стоявшая выше общинного или волостного самоуправления. По мнению теоретиков русского А. М.А. Бакунина, С.Г. Нечаева, П.А. Кропоткина и др., анархия — это вовсе не хаос, а гармоническое общество свободных личностей, которые уничтожили эксплуатацию, диктат государства, бесправие. Идеал А — свободные федерации трудовых коллективов и областей, объединенных лишь общностью идей. Анархисты считали, что народ должен не только совершить революцию, но и выработать самостоятельный идеал будущего общественного строя. Роль революционеров виделась им в создании единой народной революционной организации, которая, в частности по мнению Бакунина, должна сложиться вокруг общерусской политической газеты. Анархисты не отрицали дисциплины. Они противились дисциплине, навязанной сверху. Дисциплину они понимали как самодисциплину, когда свобода каждого человека непременно станет условием свободного развития всех остальных. В течение первых двух десятилетий XX в. среди анархистов единства не было. Уже в ходе первой русской революции появились «безначальцы», для которых главным средством борьбы был террор и грабежи, они отрицали все нравственные устои общества. Появились «безмотивные террористы», которые считали себя вправе нападать на любого «эксплуататора». К ним принадлежал и еще юный Нестор Махно, которому только несовершеннолетие позволило избежать виселицы. Синдикалистское течение, выделившееся в А., имело по преимуществу мирный характер. Видным его представителем был В.А. Поссе, стремившийся соединить синдикализм с кооперативным движением. Под его руководством в Петербурге было создано потребительско-производственное объединение «Трудовой союз» — легальная организация, охватившая 8,5 тыс. рабочих. Определенное идейное сходство с А. имело толстовство. Л.Н. Толстой отвергал государство, но в то же время призывал к непротивлению злу насилием, сурово осуждал и революционеров, и правительство. Все течения А. в полной мере проявили себя в 1900–1910 х гг. в России. «Второе рождение» А. в России приходится на 1917–1921 гг. Наиболее ярким выражением этого течения стала махновщина. В 1919 г. в Москве анархистами был совершен ряд террористических актов, однако вскоре «Всероссийская организация анархистов подполья» была раскрыта ВЧК. Постепенно и легальные анархистские организации перестали существовать.

БОЛЬШЕВИЗМ — революционное марксистское течение в политической и общественной жизни России (с октября 1917 г. — государственная идеология и практика; с 1922 г. — в СССР). Сначала большевики составляли фракцию Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), с 1912 г. фактически самостоятельная партия — РСДРП(б), с апреля 1917 г. — полностью самостоятельная. Это течение оформилось на II съезде РСДРП в 1903 г., когда оно составило большинство при голосовании по вопросу о составе руководящих органов партии. Оппоненты этого течения стали на съезде называться меньшевиками. Лидером большевиков был Ленин. Б. отличает стремление создать дисциплинированную и централизованную партию, авангард грядущей революции, ориентированный на захват и удержание власти, — т. н. партию профессиональных революционеров. Другое его отличие состояло в уверенности в готовности всего капиталистического мира, к которому относилась и Россия, к мировой пролетарской социалистической революции. Уверенность большевиков в возможности победы революции подкреплялась их убежденностью в том, что часть крестьян — самого многочисленного класса России — поддержит революцию. Начавшуюся первую мировую войну большевики считали империалистической и призывали солдат повернуть штыки против собственных капиталистов, развязавших эту войну. После свержения царизма влияние большевиков быстро росло в силу их радикальной антивоенной позиции и умелого использования лозунгов других партий. В октябре 1917 г. им удалось захватить власть. Ленин сформировал правительство Советской России. В 1918 г. партия приняла название Российская коммунистическая партия (большевиков). Слово «большевик» стало постепенно заменяться словом «коммунист». Окончательно это слово из названия партии исчезло после XIX съезда, когда было принято название Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС).

КАДЕТЫ — члены Конституционно-демократической партии, первой легальной политической партии России (официальное название — «Партия народной свободы»). Костяк партии составили члены «Союза освобождения». Первый съезд партии открылся 12 октября 1905 г. в разгар Всероссийской Октябрьской политической стачки. Ведущими деятелями в руководстве были П.Н. Милюков, А.М. Колюбакин, В.А. Маклаков, А.И. Шингарев, П.Б. Струве, В.Д. Набоков, А.А. Корнилов, В.И. Вернадский, И.И. Петрункевич и др. В составе ЦК преобладали представители буржуазной интеллигенции: адвокаты, профессора, литераторы, земские деятели и т. п. Программа К. была ориентирована на утверждение в России конституционно-парламентского строя, идеалов правового государства и гражданского общества, подобных американским. Кадетская программа включала следующие основные требования: равенство всех перед законом, отмена сословий, свобода совести, политические свободы, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выезда за границу, свободное развитие местных языков наряду с русским; Учредительное собрание; развитие системы местного самоуправления, сохранение государственного единства; отмена смертной казни; отчуждение части помещичьего, всего государственного земельного фонда и предоставление его малоземельным и безземельным крестьянам; свобода рабочих союзов, право на стачки, 8 часовой рабочий день, охрана труда женщин и детей, страхование рабочих; свобода преподавания, уменьшение платы за обучение, всеобщее бесплатное обязательное начальное образование и т. д.; государственное устройство, определяющееся основным законом. К., хотя и признавали необходимость сохранения конституционной монархии, монархистами не были. Они относились к монархии как к неизбежности, принимая во внимание традиции русского народа. Высшим принципом своей партии К. считали демократию, не ту демократию, которая отстаивала приоритет класса или масс, а демократию как гарантию прав личности, индивида. Они считали, что классовая демократия, а тем более диктатура класса, ведет к ущемлению прав и свобод других слоев; между ними неизбежно будет соперничество, в обществе усилится напряженность, что приведет к еще большему свертыванию прав и свобод личности, к конфликтам, к политической нестабильности. В бурные октябрьские дни 1905 г. К. нередко были склонны к самым радикальным мерам, в том числе даже к поддержке вооруженного восстания. В 1906 г. партия К. насчитывала примерно 70–100 тыс. членов. Печатными органами были «Биржевые ведомости», затем «Речь» и «Вестник партии народной свободы». Их лозунги: «Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией», «За реформы, против революции». Главным полем деятельности К. избрали Государственную думу. С апреля 1917 г. К., насчитывающие около 50 тыс. чел., отказались от требования восстановления монархии и выдвинули лозунг: «Россия должна быть демократической и парламентской республикой». Во Временном правительстве К. заняли руководящее положение (Милюков, Шингарев, Н.В. Некрасов, А.А. Мануйлов). Затем создали блок с меньшевиками и эсерами. К середине 1917 г. влияние К. резко упало. Они были одними из ведущих организаторов корниловского выступления. После прихода к власти большевиков в ноябре 1917 г. деятельность К. была запрещена. В годы гражданской войны К. стали одними из наиболее активных вдохновителей и идейных организаторов белого движения, антисоветского подполья и иностранной интервенции. После разгрома белогвардейских армий большинство руководителей кадетской партии оказалось в эмиграции. В мае 1921 г. в Париже произошел раскол партии. Во главе «левых» стал Милюков с лозунгом: «Советы без большевиков»; они выступали против вторжения в Россию извне. Правые — И.В. Гессен — оставались на старых позициях. Позже эта партия утратила значение.

СОЦИАЛИЗМ — идейное и общественно-политическое движение, сторонники которого считают, что источником несправедливости в обществе является частная собственность или ее неравное распределение. Соответственно, создание более справедливого общества ставится ими в зависимость от преобразований в сфере собственности. С. оформился в XIX в. и быстро завоевал многочисленных сторонников. Массовой базой социалистического движения стали промышленные рабочие и часть среднего класса. Среди сторонников С. — социалистов — не было единства относительно того, как создать новое общество. Одни полагали, что этого можно добиться путем организации совместного труда (Р. Оуэн, Ш. Фурье), другие — путем ниспровержения капитализма и принудительной ликвидации частной собственности и обращения ее в общественную (К. Маркс). Марксизм — революционный С. — стал в конце XIX в. ведущим направлением С. Затем внутри марксизма возникло реформистское течение. Его сторонники считали, что справедливое общество может быть создано путем социальных реформ, а поэтому главным средством достижения этой цели является расширение демократии. После российской революции 1917 г. произошло размежевание этих течений. Реформисты пошли по пути углубления своей концепции, принявшей в окончательном виде название демократического С. Ортодоксальные марксисты — сторонники революции и диктатуры пролетариата — организовали коммунистическое движение. Воплощением их идей стал тоталитарный социализм. В конце XX в. коммунизм утратил прежнее влияние, тогда как демократический С. сохранил значительное количество последователей во всем мире. Идеи С. оказали большое влияние и на другие общественно-политические движения XX в. Идеи социальных реформ вошли составной частью в доктрину христианской демократии. Идеи С. использовали фашизм и нацизм. В странах «третьего мира» предпринимались неоднократные попытки соединить С. с национальным движениями в форме исламского С., африканского С., а также многочисленных национальных моделях С.

ОКТЯБРИСТЫ — российская партия праволиберального направления, оформившаяся в конце 1905 — 1906 г. после опубликования царского Манифеста. Официальное название «Союз 17 октября». Лидеры партии — А.И. Гучков, М.В. Родзянко, Д.Н. Шипов. О. отстаивали конституционно-монархические и имперские принципы, а также такие либеральные и общедемократические ценности, как всеобщее избирательное право, гражданские и политические свободы, неприкосновенность частной собственности и личности; передачу государственных и удельных земель в государственный фонд для продажи безземельным и малоземельным крестьянам; развитие местного самоуправления; свободу рабочих союзов и стачек; бессословный, независимый от администрации суд; подъем производительных сил, развитие системы кредита, распространение технических знаний, развитие железных дорог. Партия О. состояла преимущественно из представителей интеллигенции, а также крупных землевладельцев и предпринимателей. О. предлагали решение важнейших вопросов жизни страны в русле особенностей государственного и политического строя думской монархии. О. Гучков и Родзянко возглавляли III и IV Государственные думы России. В 1915 г. «Союз 17 октября» прекратил свое существование. Большая часть членов партии поддержала Прогрессивный блок.

ДЕМОКРАТИЯ (греч. demokratia, от demos — народ + kratos — власть — народовластие, власть народа) — участие народа в осуществлении власти в государстве. Как форма политического правления Д. возникла в Древней Греции в виде полисной Д., где вся полнота государственной власти принадлежала непосредственно народному собранию, формировавшему исполнительные и судебные органы. Элементы Д. в форме выборности существовали и в средние века, но в целом реализация демократических принципов на практике относится к XIX–XX вв. Современная концепция Д. базируется на положениях либеральной теории о свободе личности, ее неотъемлемых правах, закрепляемых в конституции и реализующихся через систему представительных институтов правового государства. Представительная Д. является основной формой современного государства и характеризуется разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, политическим плюрализмом. Традиция прямой Д. сохраняется в праве народа на проведение референдумов, закрепленном в конституции.

ДИКТАТУРА (лат. diktatura от diktare — предписывать что-либо для обязательного исполнения, приказывать, диктовать свою волю другим) — система политического правления, основанная на узурпации власти каким-либо социальным субъектом (индивидом, группой, политической партией, классом, государством. Первоначальное понятие «Д.» означало временное, не более 6 месяцев, правление наделенного чрезвычайными полномочиями правителя (диктатора в Римской республике), затем — закрепление власти в руках политического лидера (тирания, азиатский деспотизм, цезаризм), политической группы, класса (фашизм, военно-олигархические режимы, диктатура буржуазии, диктатура пролетариата). Независимо от источников происхождения, целей и характера организации власти, всем Д. присущи общие черты: бесконтрольность власти, ее монополизация, стремление опираться на силу, а не на закон. Как правило, установление Д. является результатом политического кризиса, сопровождающегося политическим переворотом, который осуществляется узкой группой лиц (верхушечный переворот) или с участием широких масс населения (политическая революция). История показывает, что установление Д. может служить либо реакционным (поддержание отживших порядков или возврат к ним), либо прогрессивным задачам (модернизация общества). Однако независимо от целей установления Д. не бывает долговечной, а неэффективность экономической и социальной политики в ее рамках, сковывающих свободное развитие общественной и личной жизни граждан, приводит к постепенной или резкой трансформации Д. в более стабильные государственные формы.

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА — идеологема марксизма-ленинизма, дающая представление о том, каким путем пролетариат начнет осуществлять свою т. н. историческую миссию. К. Маркс считал, что социализм станет итогом социалистической революции. В ходе нее пролетариат захватывает политическую власть и обобществляет частную собственность. Поскольку это не могло не вызвать сопротивления имущих классов, пролетариат должен установить свою диктатуру, чтобы насильственно провести преобразования. Образцом для Маркса была якобинская диктатура. Так появился термин «Д. п.». Впервые он был использован Марксом в 1850 г. Идея Д. п. была взята на вооружение многими рабочими партиями. Ее последовательно отстаивали большевики. Именно этой идеей они оправдывали создание репрессивных органов и развертывание массового террора после приходя к власти в 1917 г. На деле Д. п. являлась прикрытием партийно-большевистской диктатуры, мало соответствуя реальным интересам рабочего класса. В годы революции и гражданской войны произошло немало выступлений рабочих против «собственной» диктатуры. Признание лозунга Д. п. стало обязательным условием вступления левых партий в Коммунистический Интернационал и их преобразования в коммунистические. Идея Д. п. стала, таким образом, обоснованием тоталитарного социализма в СССР, а позже — в странах советского блока. В социал-демократическом движении идею Д. п. еще в начале XX в. стали рассматривать как несовместимую с утверждавшимся представлением о социализме как итоге развития демократии. Дискуссия вокруг идеи Д. п. на Западе способствовала формированию программы демократического социализма. После второй мировой войны, когда произошло укоренение демократических институтов в странах Запада, а в СССР была произведена ограниченная критика сталинского режима, от термина Д. п., ставшего непопулярным, стали отказываться и коммунисты. В СССР было заявлено о перерастании государства Д. п. в общенародное государство (хотя при этом режим не изменился), этот термин был исключен из программных документов большинства компартий стран Запада. Многие компартии, ставшие приверженцами еврокоммунизма, начали открытую критику доктрины и практики Д. п. в СССР и странах Восточной Европы.
ДОГМАТИЗМ (от греч. dogma — мнение, учение, решение) — стиль мышления, для которого характерна склонность к использованию в анализе

действительности раз и навсегда установленных понятий, схем и формул, без учета конкретных обстоятельств и изменяющихся условий. Д. свойственна боязнь самостоятельности, постоянное стремление подкрепить свои рассуждения ссылками на авторитет и традицию. Возникновение Д. исторически связано со становлением и развитием религиозных доктрин, которые требовали от верующих безоговорочного признания основных положений вероучения (догматов), категорически запрещали их отрицание или вольную трактовку, что рассматривалось церковью как ересь. В процессе анализа различных проблем реальной жизни Д. не способствует постижению истинных причин их возникновения путем их всестороннего изучения во всех многообразных связях с другими проблемами (прошлыми и настоящими), а сводится к наложению на живую действительность готовых категорий, формул и логических схем. Тем самым он нередко порождает псевдопроблемы и уводит от проблем подлинных, требующих решения.

ДОКТРИНА — учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип.

ИДЕАЛ (от греч. idea — представление, идея) — представление людей о должном, желанном, совершенном, наилучшем в человеке, обществе, а также в различных сферах жизни — экономической, политической, социальной, научной, нравственной, эстетической и т. д. И. выражают неудовлетворенность людей условиями своей жизни, стремление привести в соответствие то, что существует, и то, что, по мнению людей, должно быть. Содержание И. всегда имеет конкретно-исторический характер и связано с существующей системой ценностей. И. помогает выйти за рамки данной культуры, возвыситься над сиюминутными потребностями и интересами, посмотреть на все с точки зрения широкой исторической перспективы, позволяет раскрыть творческие способности человека, направить его усилия на изменение мира и самого себя. «Идеал, — писал Л.Н. Толстой, — это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет жизни». Выступая в качестве цели деятельности различных людей, социальных групп, классов, обществ, И. служат мощным средством их объединения для решения назревших задач. И. могут служить критерием оценки поведения людей, их образа жизни, моральных качеств, черт характера и т. д. И. могут быть обращены в прошлое, в котором людям видится утраченное совершенство («золотой век»), или в будущее, где возникшие противоречия преодолеваются («рай», «светлое будущее»). Но как бесконечен процесс совершенствования человеком мира и самого себя, так бесконечно и его стремление к И., являющимся духовными ориентирами человеческой жизнедеятельности.

ИДЕАЛИЗМ — философское направление, утверждающее первичность идеального (духовного) и вторичность материального (телесного) начал. Согласно И., духовный мир (сознание) является самостоятельным бытием, изначально существующим исключительно благодаря самому себе, а материальный мир (природа) — производным от идеального. Природа выступает либо как сотворенная некой высшей духовной силой буквально из ничего или как упорядоченная действием этой силы в соответствии с определенной идеей или законом («объективный И.»), либо как возникающая и существующая только в сознании, воображении благодаря активной самодеятельности духовного начала («субъективный И.»). И. противоположен материализму, утверждающему первичность материального начала и производность духовного от материального. ИДЕОЛОГИЯ (от греч. idea — понятие, идея и logos — учение) — система взглядов на природу, общество и личность, а также на ценности, нормы той или иной социальной группы, партии и т. д., цели и способы их достижения. Содержит философские, политические, экономические, этические, религиозные, эстетические и проч. идеи. В общественной жизни И. выполняет три основные функции — познавательную (определение места и роли социальной группы, ее интересов), социально-организующую (консолидация социальной группы на базе определенных мировоззренческих принципов) и социально-ориентирующую (создание политической программы, обоснование проекта будущего). В новое время получили широкое распространение идеологии общественного прогресса — либерализм, национализм, социализм, радикальный демократизм. Новейшее время (XX в.) стало эпохой испытания И. общественного прогресса на практике. Потерпели крах крайние формы национальных и социалистических И., человеконенавистнические и расовые И. Взаимно сблизились либеральные и социалистические И., либерализм обретал консервативные черты, консерватизм становился более либеральным. В современном глобализированном мире на первый план выдвигаются системы взглядов, отражающих общегуманитарные интересы и заботы человечества, общепланетарные проблемы. Вместе с тем возрождаются также религиозные и этнонациональные И., в т. ч. и фундаменталистского толка, этнической исключительности.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ — представление теоретиков и практиков коммунистической идеологии о якобы изначально существующей солидарности на классовой основе трудящихся различных стран и на партийно-идеологической основе — коммунистических и рабочих партий в борьбе за социальный прогресс, ассоциируемый с борьбой за социализм. Термин «И.», как правило, употреблялся в сочетании со словом «пролетарский», а также «социалистический»; под последним подразумевалась общность интересов не только рабочего класса различных стран, но также новые отношения дружбы, равноправия, взаимоуважения, братского сотрудничества и взаимопонимания народов, вставших на путь социалистического развития. И пролетарский, и социалистический И. противопоставлялись буржуазному национализму и космополитизму, рассматривались как подлинный патриотизм, важнейший инструмент революционного преобразования мира. Идеалы И. на классово-идеологической основе, порожденные индустриальный этапом развития общества, переживают состояние глубокого кризиса в условиях перехода к информационной цивилизации, крушения биполярной модели мироустройства и становления глобального мира.

ИМПЕРИАЛИЗМ — в наиболее общем смысле: политика расширения государства за счет приобретения, преимущественно силой, других территорий. В более узком смысле с И. связывают мировую историю конца XIX — начала XX в., когда европейские страны поделили весь мир между собой и начали бороться за его передел. Обладание колониальной империей считалось необходимым признаком великой державы. Именно тогда английский экономист Джон А. Гобсон ввел в употребление сам термин И. После первой мировой войны начался процесс дезинтеграции и распада европейских колониальных империй, к настоящему времени все они прекратили свое существование. В странах «третьего мира» сохраняющуюся зависимость от развитых стран по-прежнему называют И. Подобным же образом ведущее положение западных стран на мировом рынке теле- и радиокоммуникаций часто именуют культурным И. Теория И. стала составной частью доктрины коммунизма. Ленин считал И. высшей и последней стадией капитализма, непосредственно предшествующей пролетарской, социалистической революции. Поэтому в его характеристике И. главное место занимали те его черты, которые были связаны с особенностями экономического развития стран Запада в конце XIX — начале XX в. К ним он относил образование монополий, сращивание банковского капитала с промышленным, образование финансового капитала и финансовой олигархии. Эти явления носили временный характер и были весьма тенденциозно истолкованы Лениным. Большевики с приходом к власти в России сохранили почти в неизменном виде империю, созданную российскими царями и императорами.

КАДРОВЫЙ ПРОЛЕТАРИАТ — потомственные (в 2–3 поколениях) рабочие крупных промышленных центров, полностью порвавшие связь с деревней. Обладали высоким уровнем квалификации, образования, общественной активности. Коллективно отстаивали свои права, как правило, принимая участие в экономических стачках, имели значительный положительный опыт сотрудничества с капиталистами. В России в начале XX в. К. п. составлял 300–500 тыс. чел. из 14 миллионной армии рабочих (из 3 миллионного отряда промышленных рабочих). Стремились к улучшению своего материального положения, отдавали предпочтение легальным формам борьбы. В их среде определенной популярностью пользовались идеи меньшевиков. В годы революции и гражданской войны имело место деклассирование этой части пролетариата.
Регулируемый рынок — еще одно свидетельство того, что идет процесс постепенного преодоления К. в рамках позднего К., или постиндустриального, технотронного общества. Государство берет на себя осуществление целого ряда социальных программ. Верховенство закона, правовая защищенность, демократия, гласность — эти явления, закономерно вызревая в недрах К., являются сегодня достоянием всей мировой цивилизации. Современная социал-демократия Запада считает, что К. обладает достаточным запасом прочности, способностью к саморегулированию и обновлению, а эволюционный, реформистский путь позволяет добиться существенных успехов путем преодоления К. в рамках самого К. Термин «К.» используется современными российскими историками для характеристики индустриального развития преимущественно стран Запада. В истории России К. существовал в виде уклада, а роль буржуазии — частных собственников на средства производства — была несопоставимо менее заметной в общественно-политической жизни Российской империи по сравнению со странами Запада. Сегодня все чаще используются понятия «индустриальная цивилизация», «индустриальное общество», в рамках которых возможно плодотворное изучение стран, именуемых ранее капиталистическими и социалистическими.

ЛЕВЫЕ И ПРАВЫЕ — характеристики идейно-политической ориентации лидеров и участников общественно-политических движений, организаций, партий. Возникли первоначально в годы Великой французской революции XVIII в. по месту заседания в Генеральных штатах сторонников короля, сидевших справа от него, и противников абсолютизма и «старого порядка», сидевших слева от короля. В современных трактовках левыми называют сторонников социального равенства, правыми — его противников.

ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis — свободный) — социальная философия, стиль мышления и политическое движение, истоки которого восходят к XVII–XVIII вв., когда в ходе борьбы с абсолютизмом свобода стала рассматриваться как основополагающая ценность цивилизации. Как понятие «Л.» попал в политический словарь Европы в 30–40 х гг. XIX в. Идейно-моральное ядро Л. создали такие положения: абсолютная ценность человеческой личности и равенство с рождения всех людей; автономия индивидуальной воли, рационализм и добропорядочность деятельности человека; признание неотъемлемых прав человека на жизнь, свободу, собственность; создание государства на основе всеобщего консенсуса с целью сохранения и защиты естественных прав человека, ограничение объема и сферы деятельности государства; защищенность от государственного вмешательства в личную жизнь человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни; утверждение высших истин разума как ориентиров между добром и злом, порядком и анархией. В мировоззренческом смысле Л. соответствует свобода от групповых, классовых, националистических и т. п. предрассудков, космополитизм, терпимость, гуманизм, индивидуализм, демократизм. В политической сфере Л. основывается на признании прав человека, разделении законодательной, исполнительной и судебной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции и т. д. В экономической сфере Л. требует отмены регламентаций и ограничений со стороны государственной власти, простора для частной инициативы, создания максимально свободных условий развертывания частного предпринимательства. В 30 х гг. XX в. наблюдается кризис Л. В этот период была найдена альтернативная модель общественного развития, основанная на трудах Д. Кейнса. Суть ее заключалась в том, что государство во время экономических спадов должно брать на себя заботу о безработных и стариках, дабы стимулировать покупательную способность населения. Был сделан вывод о том, что без государственного вмешательства вообще невозможно обеспечить минимум политических прав граждан. Отсюда требование сохранения за государством значительных регулирующих функций. Неолиберализм XX в. ярко проявился в политике Ф. Рузвельта («новый курс»). После второй мировой войны либералы — активные сторонники демократии и государства благоденствия. В конце 60 х — начале 70 х гг. обнаружился кризис этого течения, и на смену неолибералам пришли неоконсерваторы. Л. критикуют за формальное понимание равенства, в т. ч. равенства стартовых возможностей индивидов, что на деле реально лишь подчеркивает их фактическое неравенство по различным критериям, обрекает слабых на проигрыш в конкуренции с сильными.

МАРГИНАЛЫ — слой людей, полностью или частично утративший социальные, культурно-психологические, бытовые связи со своей социокультурной средой, но пока еще не приобщившихся к другой среде. Как правило, М. появляются в значительных количествах в переходных обществах на различных этапах истории человечества. В условиях модернизации М. появляются вследствие разрушения традиционного общества и становления массового, динамично развивающегося индустриального общества. В России М. в значительных количествах появились на рубеже XIX–XX вв. в ходе разворачивающихся индустриализации, урбанизации, аграрного переворота. Маргинализация общества резко усилилась в условиях первой мировой войны. Наряду с людьми, изменившими привычный род занятий, место жительства, социокультурное окружение, появилось значительное количество социальных аутсайдеров, людей обездоленных, стоящих вне системы социальных отношений и связей, оказавшихся на дне. Маргинализация общества способствовала нарастанию анархии и экстремизма, облегчила приход к власти большевиков на волне популистских лозунгов. В следующее десятилетие маргинальные слои составили социальную базу утверждающегося тоталитаризма. Этому во многом способствовала смена традиционных форм идентичности человека (семейно-родственная, этно-культурная, религиозно-культурная, локально-региональная) на современные, которые окончательно утвердились через одно-два поколения (социально-профессиональная, гражданско-государственная, идеологическая, общественно-политическая, образовательно-культурная и пр.).
В современной России вновь встала проблема М., однако, она имеет другую природу. Современное общество обновляется качественно в гораздо более короткие сроки, в течение жизни одного поколения и чаще. В таком обществе появляются жертвы структурной безработицы — изменений в экономике, связанных с переходом на новые технологические уровни производства, с исчезновением многих профессий и специальностей. Значительную группу М. составляет молодежь, которая не всегда может найти спрос на свою рабочую силу на рынке труда, а также люди пенсионного возраста, долго сохраняющие трудоспособность и вынужденные искать применение своим силам в новых обстоятельствах. Маргинализация угрожает в современных условиях также людям, подверженным психическим нагрузкам в информационном обществе, наркомании, алкоголизму, психогенным воздействиям. Как и прежде, М. являются основным источником нестабильности в обществе и государстве, их сознанием часто манипулируют радикально-экстремистские силы.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить