Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Оплата и производительность труда

Оплата и производительность труда
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Оплата и производительность труда

Проблема производительности труда уходит корнями в следующие реально существующие факторы:
1. Работники отличаются друг от друга различными трудовыми навыками, что оказывает самое серьезное воздействие на производительность. Зачастую эти различия сложно (и дорого) обнаружить до приема на работу, а иногда и после подписания трудового контракта.
2. Производительность конкретного работника, обладающего определенным уровнем человеческого капитала, значительно изменяется с течением времени, с изменением окружающей обстановки и зависит от уровня его мотивации.
3. Производительность работника в данный период времени является функцией его природных способностей, прикладываемых усилий и окружения (погода, общие условия производства, действия других работников).
4. Обычно высокая производительность работника не является следствием рабского следования распоряжениям и приказам. Высокие показатели присущи тем работникам, которые берут на себя инициативу помочь достижению целей, стоящим перед работодателем.
Чтобы повысить производительность труда в Украине, исходя из перечисленных постулатов, необходимо реформировать оплату труда и обеспечить опережающий рост заработной платы. Для определения направлений и механизмов реформирования Указом Президента одобрена «Концепция дальнейшего реформирования оплаты труда в Украине». Это необходимо из-за того, что низкая цена рабочей силы стала тормозом на пути внедрения научно-технических достижений, повышения производительности труда и заинтересованности работников в результатах производственной деятельности.
В 1990 году минимальная заработная плата устанавливалась в размерах, которые превышали прожиточный минимум, а в 2000 году она составляла всего 43,7 % его величины. Стоимость рабочей силы в Украине значительно ниже, чем в странах Европы, США, и Японии. Например, стоимость рабочей силы за час рабочего времени составляет: в Германии – 25 долл., Японии и США – 16,4, Франции – 15,5, Южной Корее – 7,5, Румынии и Болгарии – 80 центов, а в Украине по состоянию на 1 сентября 2000 года 35 центов. Негативным последствием такого положения является низкая покупательная способность большинства работающих граждан, а из-за этого происходит торможение развития производства и его технологического обновления, не обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы, возникновение долго не решаемых социально-экономических проблем.
За последнее десятилетие в Украине произошло снижение реальной заработной платы в сравнении с производительностью труда и другими факторами. Так, за период с 1990 года до 1999 года объем ВВП, в сравнительных ценах 1990 года, снизился 2,45 раза, производительность труда в 1,44 раза, а реальная заработная плата в 3,8 раза. Таким образом, темпы снижения реальной заработной платы были в 2,6 раза более высокими, чем темпы снижения производительности труда и в 1,6 раза более высокими, чем темпы снижения ВВП, в сравнимых ценах. То есть снижение реальной заработной платы неадекватно снижению ВВП и производительности труда, создано политикой оплаты труда, нацеленной на искусственное ограничение роста заработной платы и неэффективной системой защиты реальной заработной платы от ее снижения. Низкий уровень заработной платы приводит к дефицитной, неконкурентоспособной экономике и не стимулирует развитие производства. В то время, как цены на большинство товаров и услуг достигают уровня мировых, цена на такой важнейший, специфический товар как рабочая сила остается недопустимо низким.     При номинальном росте заработной платы, рост инфляции опережает, что приводит к снижению ее реального уровня. Стабильную тенденцию к снижению имеет также удельный вес  фонда оплаты труда в ВВП. Так, в 2002 году он снизился в сравнении 1990 годом в номинальном размере в 1,8 раза, с 43,3 до 24,3 %, а в реальном в 2,7 раза с 43,3 до 16,2 %
Практический опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует, что низкой заработной платой можно разорить даже богатую страну, а опыт зарубежных постсоциалистических стран показывает, что они достигли существенных сдвигов в экономике благодаря тому, что на определенном этапе своего развития обеспечили опережающий рост заработной платы в сравнении с ростом потребительских цен, производительности труда и других факторов. И немало стран достигли значительно более высокого уровня средней заработной платы, чем в Украине: от 300 до 600 долл. США, а не 45 (август 2000г.), как в нашей стране. Повышение уровня реальной заработной платы и обеспечение стабильных темпов ее роста, а следовательно покупательной способности населения может быть достигнуто лишь двумя путями:
1. Существенным повышением уровня номинальной заработной платы.
2. Сдерживанием роста цен на потребительские товары и услуги, с использованием эффективного механизма индексации заработной платы.
Поэтому единственный выход из положения, которое сложилось, это остановить снижение реальной заработной платы путем повышения ее как минимум в 1,5 раза. Частично это повышение может быть обеспечено за счет сокращения излишней численности работников, так как, например, в местном самоуправлении начальников больше, чем подчиненных. Следует также использовать соответствующую политику по совершенствованию финансовой, денежно-кредитной, налоговой системы, ценовой политики и политики занятости.
В современных условиях право устанавливать размеры, условия, формы и системы оплаты труда предоставлено предприятиям. Однако воспользоваться этим правом большинство предприятий не может, поскольку отсутствуют финансовые возможности, поэтому необходимо финансовое оздоровление производственных предприятий и поиск не инфляционных источников для его обеспечения. Применение таких концептуальных мер даст возможность поэтапно поднять удельный вес оплаты труда в ВВП в номинальном измерении с 24,3 № до 30-40 % в 2005 году и в реальном измерении с 16,2 до 30-40 % в 2005 году.
Обеспечение опережающего роста заработной платы в сравнении с другими факторами будет способствовать существенному улучшению социально-экономического положения в стране. Его прямыми последствиями должны быть:
1. Систематическое повышение реальной заработной платы и покупательной способности.
2. Увеличение отчислений в социальные фонды.
3. Усиление стимулирования развития производства и мотиваций к труду.
4. Обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы, опережающий рост ее стоимости в сравнении с другими составляющими доходов населения.
5. Обеспечение постоянного роста части оплаты в структуре ВВП.
6. Восстановление всех принадлежащих заработной плате функций.
Для практической реализации этих подходов правительству необходимо решить следующие вопросы:
1. Обосновать на государственном и региональном уровне проекты национальной и региональной программ 2003-2006 года по обеспечению опережающего роста заработной платы в сравнении с индексом цен, производительности труда и другими показателями.
2. Внести изменения в существующие методические подходы и формы статистической отчетности по мониторингу показателей ВВП, производительности труда, части оплаты труда в ВВП и других показателей в реальном измерении по ценам 2000 года.
3. Проводить статистическими органами многолетнего мониторинга реальной заработной платы по ценам 2000 года, годовые расчеты фактической и нормативной стоимости рабочей силы в региональном измерении.
4. Организовать применение порядка, по которому одновременно с повышением минимальной заработной платы повышался бы размер заработной платы у все низко и среднеоплачиваемых работников.
5. Необходимо внесение принципиальных изменений в механизм индексации заработной платы в соответствии с ростом цен и существенным снижением порога индексации с 5 до 1-2 % и изменение порядка расчета индекса инфляции с накопительного итога с начала года к помесячному определению в сравнении с предыдущим.
6. Использовать применение годовой одноразовой индексации заработной платы пропорционально к годовой девальвации курса гривны.
7. Необходимо усовершенствование методических принципов регулирования фондов оплаты труда на основе роста объемов производства, повышения производительности труда и экономии всех видов ресурсов: материальных, трудовых и финансовых.
8. Необходимо внесение изменений в типовые формы трудового контракта с руководителями предприятий, которые находятся в государственной и коммунальной собственности, усилив их ответственность за обеспечение опережающего роста заработной платы в сравнении с ростом цен, производительности труда и других показателей, обеспечение систематического роста реальной заработной платы. Ввести порядок, в соответствии с которым за невыполнение этих условий руководителям не выплачивается заработная плата, премии и другие выплаты.
9. Усилить научно-методическое обеспечение роста заработной платы.
С этой целью силами ведомственных научно-исследовательских учреждений Министерства труда Украины целесообразно разработать:
1. Методические рекомендации для возобновления стимулирующей роли заработной платы с цель усиления мотивации к труду и установления размера оплаты труда в зависимости от личного вклада работников от конечных результатов работы, обращая особое внимание на выпуск качественной продукции и не допуская уравниловки.
2. Методические рекомендации по воссозданию и развитию национальной нормативной базы по нормированию труда.
3. Методические рекомендации по использованию гибких систем тарифной оплаты труда.
4. Методические рекомендации по усилению стимулирования производительности труда.
5. Методические рекомендации по усовершенствованию методов регулирования фондов оплаты труда.
6. Создание государственного механизма регулирования цен на основные товары и услуги, блокирование их роста, а также установление действенного контроля за ценами, который должен проводиться государственными органами, профсоюзными и общественными организациями.
7. Внесение изменений в систему налогообложения заработной платы, как основного элемента граждан путем повышения с 17 гривен до прожиточного минимума налогонеоблагаемой заработной платы, упрощение налогообложения доходов граждан и оптимизации шкалы ставок налогообложения.
8. Внедрение усовершенствованного механизма учета затрат по оплате труда в отчетах по добавленной стоимости, в том числе на предприятиях, который бы обеспечил реальную картину изменений удельного веса оплаты труда в объеме производства и дал бы возможность оценить настоящее состояние дел.
9. Предусмотреть в бюджетах всех уровней ассигнования на ежегодное повышение заработных плат в 2003-2006 годах и в дальнейшей перспективе на 20-40 %.
10 Предпринимать эффективные формы мотивации в коллективных договорах работодателей и работников по повышению заработной платы.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить