Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Современное состояние налоговой системы на Украине

Современное состояние налоговой системы на Украине
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Современное состояние налоговой системы на Украине


Сегодня Украина находится на стадии формирования налоговой системы, главное задание которой – создать условия для развития предпринимательства и на этой основе обеспечить полное удовлетворение государственных и социальных потребностей.

22 августа исполнился год со дня подписания Президентом Украины Указа о создании Государственной налоговой администрации Украины.

Может быть, потому что первый год её существования прошол в условиях заострения экономических и социальных проблем, работники налоговых органов небезосновательно считают эту дату началом нового этапа в развитии нового налогового дела на Украине.

Сегодня уже можно подвести некоторые итоги годовой работы ГНА Украины. За это время ещё острее встали все проблемы налогового поля Украины, ещё нагляднее стали для разрешения вопроса, связанные с выплатой налогов. Увеличился процент выявления нарушений налогового законодательства. Например, в прошлом году нарушения налогового законодательства были обнаружены у 52% п роверенных предприятий, а за результатами 9 месяцев текущего года - уже у 56%.

Понять непосредственную связь между бюджетом страны и благосостоянием каждого гражданина, в том числе и предпринимателя, должен каждый.                                           

Недоплачивая налоги в бюджет, каждый из нас прямо или косвенно обворовывает сам себя. Представте себе удачливого и богатого предпринимателя, в офиссе которого (а сейчас нередко и дома) систематично выключают электроэнергию и воду, не работает отопление. Даже самые современные модификации автомобилей становятся беспомощными на наших неосвещённых дорогах, покрытых ямами. Как бы это нибыло грустно, но это реальность нашей жизни, как при всём этом некоторые особы нередко восхищаются тем, что они каким-то образом отклонились от уплаты налогов. Тогда позвольте спросить: вигрывают ли они от этого?  На первый взгляд (с учётом одномоментной выгоды в денежном выражении), может быть, и так, но если посмотреть глубже – ни в коем случае. Государство, которое не имеет достаточно средств, становится беспомощной в деле защиты своих граждан, как в социальном, так и в общегосударственном плане. Вывод простой: отношения между государством и предпринимателем должны строится на основах паритетности и взаимовыгоды, а регулироваться могут только через сбалансированную налоговую систему.

Принимая во внимание вышесказанное, хотел бы остановиться на одной из особенностей экономической ситуации , которая сложилась на Украине. Существующая налоговая база способна обеспечить наполнение бюджета и даже больше. Одновременно безсистемное предоставление льгот платникам ( только за 1 полугодие 1997 года из-за этого бюджет  недополучил 9 млрд. грн. при 11 млрд. грн. фактичных доходов сводного бюджета) и массовое уклонение субъектов предпринимательской деятельности от выплаты налогов принуждает государство разширять налоговую базу и ввести более жосткую систему  взыскания налогов.Создается парадоксальная ситуация чем больше налогов пытаемся собрать, тем меньше платников их выплачивает.

На мой взгляд, построение  такой налоговой системы, которая б обеспечила создание благоприятного налогового климата на Украине, невозможна без внедрения целого комплекса мер, которые в корне изменили б сам подход к выплате налогов, как необходимого атрибута государства.
Для облегчения ситуации необходимо достигнуть стабильности налогового законодательства, которое обеспечило бы: введение в действие законодательных актов по вопросам налогооблажения не раньше чем через год с момента их принятия; неизменность ставок льгот и правил налогооблажения в течение минимум 3 лет с момента введения в действие актов налогового законодательства, а также налогового законодательства относительно платников, которые берут участие в целевых государственных инвестиционных программ в течении всего времени их действия.

Государство должно научится грамотно руководить доходами и отказатся от действующей ныне жестокой зарегулированности экономики, которая толкает предпринимателя в “тень”. Иначе говоря, необходимо достигнуть сбалансированности интересов бюджета и конкретного предпринимателя.

Для этого следует обеспечить гибкость налоговой системы, приспособить её к внешней и внутренней экономической коньюктуре. Прежде всего речь идёт о делигировании налоговым органам права дать отсрочки, россрочки по оплате налогов, взымание пени, и введение штрафных санкций в зависимости от финансового положения налогоплательщика и перспектив его развития с соблюдением единого условия – в конце определённого отчётного периода налогоплательщик обязан полностью оплатить всю сумму задолженности. При такой схеме возможно использовать и уже опробованную систему налоговых кредитов.

Необходимо также учитывать фактор сезонности работы платильщика и особенности отдельных областей промышленности и сельского хозяйства.

Правительство разных государств могут быть в каких угодно отношениях, однако предприниматели стремятся и будут стремится к сотруднечиству, если оно взаимно выгодно. В случае, если в налоговом законодательстве не будет учтён этот фактор, то не только государство, а и предприниматели потеряют большие доходы.

Например. После введения Украиной налога на добавленную стоимость на продукцию, которая импортируется, Россия ввела аналогичный налог на товары которые поступают с Украины. Вследствии этого Украина потеряла российский рынок сбыта сахара, так как его экспорт стал невыгодным. В настоящее время обеими сторонами этот налог отменён.

Поэтому достижение согласованности внутренней налоговой системы с налоговыми системами смежных государств, которые являются основными экономическими партнёрами Украины – важный вопрос сегодняшнего дня. Создание совершенной налоговой системы внутри одной отдельно взятой страны не решает полностью решение всех проблем.

Необходимо до минимума свести неготивное влияние на экономику страны теневого бизнеса. Анализ ситуации, которая сложилась, свидетельствует о том , что теневая деятельность приченяет убытки одинаковой мерой как государству, так и каждому легально работающему предпринимателю. Правда, риск, на котрый сознательно идут теневики, не всегда оправдывается прибылью, которую они получают.

Теневая экономика не безопасна ещё и тем, что активно привлекает к своей сфере всё новых и новых субъектов предпринимательной деятельности. Например, комерческие банки, к сожелению, необычайно заинтерисованы в активной совместной работе с фиктивными предприятиями. Только в одном из проверенных налоговой инспекцией коммерческих банков из 1000 действующих расчетных счетов 294 использовались фиктивными предприятиями.

Главная задача, которую ставят перед налоговой полицией, не распылять силы на нескончаемые проверки лотков и киосков, а систематически отрабатывать наиболее значительные факты уклонения от уплаты налогов, предупреждать массовые нарушения налогового законодательства. Можно привести только две цифры: содержание всей налоговой полицией обходится государству в          13 млн. гривен в год,  тогда как за пол года бюджет пополнился на 190 млн. гривен благодоря действию налоговой полиции.

Я считаю, что само понятие налоговой реформы включает в себя не только изменение законодательства, которое регулирует размеры и процесс сбора налогов, а и модернизацию самой налоговой службы, приведение её в соответствие с уже существующими рынковыми нововведениями, которая могла бы на достаточном уровне обеспечитвать доходы в бюджет.

Все понимают, что при всём желании за год или два нельзя создать идеальную налоговую систему. Но сейчас прежде всего нужно думать о финансовой системе переходного периода. Налоговая система в отрыве от экономики существовать не может. С выздоровлением экономики будет совершенствоватся и налоговая система. Но при этом налоги должны не сдержывать развитие экономики, а напротив – стимулировать её.

Я понимаю, что всё время налоговые органы, как органы фискальные, есть и будут одними из наиболее непопулярных государственных институтов в стране. Но хочу подчеркнуть, что налоги – это плата за цивилизацию, и исполнятся они должны цивилизованно. Надеюсь, что в недалёком будущем Украина выйдет на такой уровень.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить