Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Зарождение налоговой системы на Украине

Зарождение налоговой системы на Украине
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Зарождение налоговой системы на Украине

Украина прошла довольно долгий путь, пока налоги вошли в экономику и стали зеркалом формирования бюджета и регулятором предпринимательской деятельности. Я считаю, что историю возникновения налоговой системы Украины со времён СССР можно разделить на несколько этапов.

После революции, в период гражданской войны налоги находились в натуральной форме. В октябре 1918 года ВЦВК был принят закон про натуральный налог. В это же время были приняты революционные налоги. Местным властям было разрешено ввести местные одновременные черезвычайные революционные налоги. В условиях “военного коммунизма” создаётся система натурального хозяйства, в результате которой денежные налоги не имеют еального значения. В феврале 1921 года удержание денежного налога было полностью остановлено и налоговый аппарат был расформирован.

Формирование налоговой системы начинается в период НЭПа. Многообразие экономики вызывало потребность в разнообразных формах налогов. Основу налоговой системы состовляли прямые налоги. В течении 1921-1923 годов были введены промышленный подоходно-имущественный и общий селскохозяйственный налоги.

Промышленный налог был введён в 1921 году. Его выплачивали промышленные производственные предприятия и кустарное производство.

Налог складывался с патентного и сравнительного сборов. Патентный сбор удерживался при выдаче патентов на право заниматся промышленной и торговой деятельностью. Сравнительным сбором облагался оборот промышленных и торговых организаций. При его выплате учитывалась сумма патентного сбора. На мой взгляд, промышленный налог был первой формой налога с оборота. Наряду с промышленным налогом часть прибыли предприятий отчислялась ввиде подоходного налога и отчислений от прибыли. Государственные предприятия выплачивали и подоходный налог, и отчисления от прибыли.

В 1924 году вводится подоходно-имущественный налог. Он положил начало развития подоходного налогооблажения граждан. Налогооблажению подлежит совокупный доход, который определялся на основании декларации плательщиков. Ставки налога зависят от размера дохода, а ставки налога на имущество устанавливаются отдельно. В 1924 году было отменено налогооблажение имущества, а подоходно имущественный налог реорганизован в подоходный. Подоходный налог был разделён на две части: основную и дополнительную, его плательщиков – на отдельные категории и группы. Налог удерживался в твёрдых ставках, дифферинцированных по категориям и группам плательщиков. Добавочный налог устанавливался в прогресивных ставках к совокупному налогу, который превышал определенный размер.

В годы НЭПа были введены “комунальные налоги и сборы” : налог с построек в городах, квартирный сбор, сбор с владельцев транспортных средств, прописочный сбор. Их можно классифицировать как местные налоги и сборы. На Украине впервые местные налоги сборы были введены в 1993 году Дикретом Кабинета Министров “Про местные налоги и сборы”. Эти налоги дают возможность, учитывать особенности экономического и социального развития отдельного региона, дополнять доходную базу бюджета.

Сельское население в первые годы НЭПа выплачивало налоги в натуральной форме с разных видов сельскохозяйственной продукции. В 1922 году их заменили общим натуральным налогом. Кроме него, существовали различные платежи и повинности. Для развития сельскохозяйственного производства в 1923 году  все налоги были отменены: вместо них введён общий сельскохозяйственный налог, который с 1 января 1924 года стал выплычиватся только в денежной форме.

Как непрямые налоги, использовались акцизы в виде надбавки на цены товаров. Ставки были дифферинцированны на товары. Самые высокие устанавливались на товары не первой необходимости.

На протяжении 1930-1931 годов проводилась налоговая реформа. Была установлена двухканальная система платежей к бюджету: налог с оборота и отчисления от прибыли.

В налог с оборота вошли промышленный, акцизы и другие налоги. К отчислениям от прибыли – подоходный налог, собственные отчисления от прибыли и другие. Для государственных предприятий были установленны отчисления от прибыли в размере от 10% до 81%  фактически полученной прибыли. Кооперативные организации выплачивали подоходный налог, а для сельскохозяйственных предприятий сельхоз налог также был заменён подоходным.

Позитивным я считаю унификацию налоговой системы. Например, налог с оборота вместил в себе 53 платежа. Это упрастило работу  расчёта налогов и для предприятий и для государства. Но реформа имела негативные моменты: дифиринцирование отчислений от прибыли ставило предприятия в не равные экономические условия; были онулированы местные налоги, и доходная база  низких  бюджетов зависила от государственного, т.е. уже нельзя было говорить про самостоятельность бюджетной системы; налог с оборота стал единственным непрямым налогом, который выполнял только фискальную функцию.

В середине 60-х годов появились негативные тенденции в развитии экономики. В 1965 году проводится хозяйственная реформа. Составляющей      частью  реформы был пересмотр взаимосвязей с бюджетом. Существующая система платежей к бюджету выполняла только фискальную функцию и не стимулировала производство. Поэтому для предприятий была установлена плата за основные производственные фонды и оборотные средства. Она  выплачивалась с прибыли зависимо от стоимости производственных фондов. Для некоторых предприятий (которые имели более выгодные условия для своей деятельности) вводились  фиксированные (рента) платежи. И последним платежем был свободный остаток прибыли. Он высчитывался, как разница между  общей суммой прибыли, платой за производственные фонды и рентные платежи и суммой, которая направлялась в фонд экономической стимуляции. Это на некоторое время улучшило финансовое состояние предприятий.

Начался поиск новых форм взаимоотношений между государством и предприятиями. Дополнительно к плате за производственнные фонды и рентные платежи была установлена плата за трудовые ресурсы; платежи свободного остатка прибыли были заменены на норматив отчисления от прибыли. Нормативы носили индивидуальный характер, устанавливались вышестоящими органами и достаточно часто носили субъективный характер.

Единственной эффективной формой отношений между государством и плательщиками могут быть только налоги. Поэтому в 1991 году был принят первый Закон СССР “О налогах с предприятий, объединений и организаций”.

Украина начала формирование собственной налоговой системы с 1992 года.

Это достаточно короткое время для создания высокоэффективной налоговой сиситемы.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить