Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Транспорт Украины

Транспорт Украины
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Транспорт


Транспорт - одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Уровень и характер развития транспорта отдельных государств зависит от множества факторов:
-    уровня развития экономики;
-    размеров и заселенности территории;
степени участия страны в мировом хозяйстве и международном разделении труда и т.д,
Чаще других при характеристике работы транспортной системы используются следующие показатели:
-    вес перевозимых грузов;
-    грузооборот     -      учитывается      вес      и     дальность транспортировки грузов;
-    пассажирооборот и т.д.
Виды транспорта: железнодорожный; автомобильный;
-    внутренний водный;
-    морской;
-    нефтяной трубопроводный;
-    газопроводный;
-    воздушный.
Транспортно-экономические связи различают по видам транспорта, грузам, размерам территорий. Они могут быть международными, межрегиональными, внутренними.
Работа транспортной сети характеризуется:
-    протяженности транспортных путей (30 млн.км);
-    движимым составом (500 млн. автомобилей, 65 тыс. суден, несколько млн. вагонов, сотни тыс. локомотивов);
-    численностью занятых на транспорте (100 млн. чел.);
-    весом перевозимых грузов (более 100 млрд. т в год);
-    грузооборотом (45 трлн. тонно-км. В год);
-    пассажирооборотом (10 трлн. пассажирокилометров в год).
По грузообороту первое место занимает морской транспорт - 70%, затем идут железнодорожный и автомобильный транспорт.
Транспортная система стран мира.
Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно.
Транспортная система промышленно развитых стран имеет сложную структуру и „представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспорта отличаются Япония, США, Франция, Великобритания и др.
Именно на развитые страны приходится около 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Западной Европы:
25% - грузооборота        приходится        на железнодорожный транспорт;
40% - на автомобильный;
35% - на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.
В развитых странах Северной Америки - США и Канаде   -   доли   железнодорожного   и   автомобильного
транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялась. В странах Восточной Европы и СНГ по перевозкам грузов по-прежнему доминируют железные дороги, но при этом растет значение автомобильного транспорта.
Транспортная сеть развивающихся стран отражает территориальную структуру хозяйства. В большинстве случаев дороги лишь соединяют районы добычи минерального сырья или районы развития плантационного хозяйства с портовыми городами. Это обусловлено экспортной ориентацией экономики многих стран. К тому же во многих странах до сих пор используются такие виды транспорта как вьючный, гужевой. Технический уровень развития всех видов транспорта в этой группе стран также значительно уступает его уровню в промышленно развитых странах.
В настоящее время развитие мирового хозяйства предъявляет новые требования к развитию транспорта. Увеличиваются требования к скоростям и своевременности доставки грузов, надежности функционирования транспортных систем.   
1.    Транспортный процесс все чаще специализируется на перевозке определенных видов грузов.
2.    Изменяется география грузопотоков.
3.    Все      чаще      дублируются      транспортные коммуникации  международного  значения - в обход «горячих точек» планеты.
Наиболее ярким проявлением тенденций развития мирового транспорта является формирование контейнерной системы. Так, в контейнерах уже перевозится около 40% генеральных грузов. Формируются трансконтинентальные контейнерные «мосты» - комбинация морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами, автопоездами.
Наибольшее распространение получили «мосты» по маршруту Япония - восточное побережье США (через Сиэтл и континентальную часть США), по которым проходит столько же контейнеров, перевозящих грузы, сколько и на судах через Панамский канал. При этом путь из Иокогамы до Нью-Йорка сокращается на 3,3 тыс. км.
Крупнейшими контейнерными портами мира являются:
-    Гонконг, Сингапур, Роттердам, Гаосюн - Тайвань;
-    Кобе - Япония;
-    Пусан - Республика Корея; Гамбург,   Нью-Йорк/Нью Джерси, Келанг   - Малайзия;
-   Лос-Анжелес.
Морской и речной транспорт
Из всех видов транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами.
Из общего состава мирового торгового флота (по тоннажу):
-    около    1/3   судов   зарегистрировано   под   флагами промышленно развитых стран мира (Япония, Греция, США);
-    1/3 - принадлежит западным судоходным компаниям, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами (Либерии, Панамы, Сингапура, Кипра);
-    менее  1/5 составляет доля развивающихся стран, а остальное приходится на суда постсоциалистических и социалистических стран.
Первое место в морских грузовых перевозках занимает нефть и нефтепродукты (более 1 млрд. т). Крупные грузопотоки из Персидского залива в Западную Европу, Японию и США.
Уголь из Австралии, США и ЮАР - около 400 млн. т.
Железная руда из Бразилии, Австралии - около 340 млн. т в год.
Зерновые культуры из США, Канады, Австралии, Аргентины - около 250 млн.т.
Для многих стран мира, кроме морского, имеет значение и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира:
-    Береговой канал - США;
-    Великий канал - Китай;
-    Волго-Балтийский водный путь - Россия;
-    Водный путь Рейн - Майн - Дунай.
Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки.
Железнодорожный транспорт
Система железных дорог сложилась в начале XX века. Протяженность    мировой    железнодорожной    сети составляет около 1,2 млн. км. Наибольшую длину имеют железные дороги США - около 240 тыс. км.; Канада - 90 тыс. км; Россия - 86 тыс. км; Индия - 61 тыс. км; Китай -53 тыс. км. Однако, наибольшая плотность железнодорожной сети в странах Западной Европы: Бельгия, Германия, Швейцария -4-18 км/100 км кв.
Существуют страны, не имеющие железных дорог: Кипр, Лаос, Нигер, Чад, Бурунди» Исландия и др.
Работа железнодорожного транспорта во многом отражает экономическое положение. Растет грузооборот и скорости. Создаются высокоскоростные линии в Японии, Франции, Италии, Германии, США (скорость около 200 км в час). Это линии: Париж-Лион, Рим-Флоренция, Токайдо - через все японские острова.
В мире использует несколько типов железнодорожной колеи:
1)    НОРМАЛЬНАЯ     -     75%.     Западноевропейская     и  стефенсоновская - 1435 мм (Европа, Северная Америка, Австралия, Ближний и Средний Восток), а также Российская - 1524 мм (на территории стран бывшего СССР);
2)    ШИРОКАЯ - 7%.  Иберийская -  1656 мм  (Индия, Пакистан, Аргентина) и ирландская - 1600 мм (Португалия, Ирландия, Шри-Ланка);
3)    СРЕДНЯЯ - 17%. Капская - 1067мм (Япония, Индонезия, Новая Зеландия, ЮАР, Австралия, некоторые страны Тропической Африки) и метровая - 1000 мм (Индокитай, Бразилия, отдаленные районы Индии, Пакистана, некоторые страны Западной Африки);
4)    УЗКАЯ - 2%. 600-900 мм - в странах Тропической Африки и Центральной Америки.
Автомобильный транспорт
Перевозит 80% пассажиров, эффективен для транспортировки грузов на короткие и средние расстояния. Автомобильные пути характеризуются наличием дорог с твердым покрытием, состоянием и размещение движимого состава.
Мировой автомобильный парк насчитывает 500 млн. автомобилей. 80% их" сосредоточено в экономически развитых странах. Обеспеченность населения автомобилями имеет различные показатели: в США - 1 автомобиль на 1,5 чел., в развивающихся странах несколько десятков человек на 1 автомобиль.
Общая длина дорожной сети превысила 23 млн. км, при этом почти треть ее сосредоточена в Северной Америке и четверть - в Западной Европе.
Большую роль в перевозках грузов играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, например, через пустыню Сахара в Африке, от Атлантического океана до Тихого через всю территорию США, Панамериканское шоссе, проходящее через   Северную   и   Южную   Америку   соединено   с Трансамазонским шоссе.
Для грузовых перевозок многих экономически развитых стран автомобильный транспорт также имеет большое значение. Так, в США и Германии на его долю приходится 25%, а в Великобритании - 80% перевозок грузов внутри страны.
В развивающихся странах на автомобильный транспорт приходится в среднем почти треть внутреннего грузооборота.
Пассажирооборот автобусных линий мира превышает пассажирооборот железнодорожного транспорта.
Значительная роль в пассажирообороте принадлежит легковому транспорту. На его долю в экономически развитых странах приходится 70% пассажирооборота автотранспорта.
Трубопроводный транспорт
Относится к числу новых средств  сообщения. Нефтепроводы, газопроводы, появились продуктопроводы, по которым транспортируется уголь и железная руда.
Мировая сеть нефтепроводов имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть магистральных газопроводов - 900 тыс. км.
Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Этот вид транспорта обеспечивает стабильность и надежность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды. В общем грузообороте трубопроводный транспорт занимает:: в развивающихся странах второе (после морского), а в развитых - четвертое место.
В Северной Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Западной Европе они, проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента.
Строятся   и   действуют   подводные   трубопроводы, проложенные по дну морей, например транссредиземноморский газопровод Алжир - Италия, трубопроводы в Мексиканском заливе и Северном море.
Воздушный транспорт.
Наиболее скоростной и дорогостоящий, играет важную роль в пассажирских перевозках.
Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, а также значителен он в Канаде, Франции, Австралии и Германии.
В мире более 1 тыс. аэропортов. Среди крупнейших -Охара в Чикаго, Кеннеди в США, Хитроу в Лондоне, Ханеда в Японии и т.д.

Транспортная система включает все виды транспорта: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный.
Железнодорожный развивается с 60-х годов XIX ст. Протяженность основных железных дорог - 22,5 тыс. км. Наиболее густая сеть - в Донбассе и Приднепровье. На железнодорожный транспорт приходится 63% грузооборота страны.
Важнейшие внутренние линии:
Донбасс - Кривой Рог; Харьков - Севастополь; Киев - Львов; Львов - Одесса;
Харьков - Нижнеднепровск - Херсон. Выход в Европейские страны осуществляется по линиям: Владимир-Волынский - Катовице; Львов - Краков; Чоп - Прага; Чоп - Будапешт, Паромная линия Илличевск – Варна предоставляет выход на Балканы.
Речной транспорт. Удельный вес в грузообороте страны - 1,3%, в пассажирообороте - 0,5%.
В структуре перевозок преобладают минерально-строительное сырье, каменный уголь, кокс, железная руда.
Судоходство осуществляется по рекам: Днепр, Дунай, Южный Буг; Днестр; Северский Донец и т.д. Крупнейшие речные порты: Киев, Черкассы, Кременчуг, Днепродзержинск,, Днепропетровск, Запорожье, Каховка, Херсон, Николаев, Измаил, Рени, Белгород-днестровский, Усть-Дунайск.
Морской транспорт имеет важное значение для внешнеэкономических перевозок. Его доля в грузообороте -24%.
Судоходство на Черном и Азовском морях. Важнейшие порты: Одесса, Мариуполь, Керчь, Феодосия, Бердянск, Севастополь.
Основные грузы — каменный уголь, руды, хлеб, соль, фрукты, чай, сахар, табак, нефть, металл, рыба, стройматериалы, оборудование, удобрения.    
Автомобильный транспорт. Грузооборот - 9%. Лучшие дороги размещаются в Донецко-Приднепровском районе и в центральных областях. Важнейшие магистрали: Одесса - Киев - Чернигов;
Харьков - Донбасс-Днепропетровск - Запорожье -Симферополь;
Львов — Киев; Харьков - Киев; Полтава - Кишинев.
Воздушный транспорт. Ориентируется на перевозку пассажиров. Доля в грузообороте - менее 1%. Крупнейшие аэропорты: Киев, Харьков, Одесса, Днепропетровск, Луганск, Цонецк, Львов, Запорожье, Винница.
Международные   линии    связывают    со    странами Европы, Америки, Азии и Африки.
Трубопроводный транспорт. Сформировался на базе украинских месторождений нефти и газа. Более 35 тыс. км магистральных газопроводов большого диаметра. Нефтепроводы: Долина - Дрогобич; Битков - Надвирна; Качановка - Охтырка; Гнедынци - Прилуки - Кременчуг -Херсон;
Кременчуг - Черкассы; Лисичанск - Кременчуг - Херсон -Одесса.
По территории Украины проходит транзитный нефтепровод «Дружба». Действуют нефтепродуктопроводы: Кременчуг - Яубны - Киев и др.
Газопроводы: Дашава - Львов - Киев - Москва; Шебелинка - Харьков - Брянск; Шебелинка - Полтава - Киев; Шебелинка    -    Днепропетровск    -Кривой    Рог   -    Одесса    -Кишинев. Они    входят    в    систему    туркменских    и    российских газопроводов, по которым в Украину поступает газ. Существуют и другие трубопроводы: этиленопровод Венгрия - Калуш;           -    аммиакопровод Тольятти - Одесса.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить