Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Машиностроительный комплекс

Машиностроительный комплекс
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Машиностроительный комплекс


Машиностроение - главная отрасль обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровень НТП и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей.
В экономически развитых странах на продукцию этой отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и в ней заняты 25-35% всех работающих в промышленности. В развивающихся странах значение машиностроения много меньше.
Современное машиностроение состоит из большого количества отраслей и производств. Предприятия этой отрасли тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства.
С точки зрения выпускаемой продукции, особенностей размещения производства и технологического процесса чаще всего выделяют следующие отрасли:
-    общее машиностроение - специализируется на выпуске производственного оборудования;
-    транспортное машиностроение;
-    электротехника;
-    приборостроение;
-    сельскохозяйственное машиностроение;
-    производство вооружения и военной техники и др. отрасли.
Существуют и другие классификации отраслей машиностроения. Так, например, по технико-экономическим особенностям выделяют:
- металлоемкое (материалоемкое);
-  трудоемкое;
-  наукоемкое.
На     размещение     предприятий     машиностроения оказывают влияние многие факторы, в том числе:
обеспеченность трудовыми ресурсами. Отрасли, выпускающие массовую продукцию с высокой трудоемкостью и фондоемкостью (автомобилестроение, тракторостроение,  дизелестроение, оборудование для легкой, пищевой, полиграфической промышленностей). Эти предприятия размещаются в центрах машиностроительной промышленности с  наличием квалифицированных кадров. потребительский.    Отрасли, которые характеризуются средней     металлоемкостью, невысокой трудоемкостью и транспортабельностью готовой продукции из-за небольших объемов ее выпуска (оборудование для нефтяной и химической промышленностей, производство строительных, дорожных  и сельскохозяйственный машин).     Предприятия размещаются в основном в районах потребления. наукоемкости. Отрасли точного машиностроения, которым присуща высокая трудоемкость, низкая металлоемкость,     повышенная     фондоемкость (радиотехническая    и    электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства    электротехнической промышленности). Эти предприятия размещаются в районах высокой технической культуры, имеющих высококвалифицированные кадры, экспериментальные    базы,    научно- исследовательские институты. сырьевой.   Отрасли,   характеризуемые   высокой металлоемкостью,        малой        трудоемкостью продукции,   которая   выпускается   небольшими сериями      или      единичными      экземплярами (подъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение). Предприятия этих    отраслей    размещаются    в    районах металлургических баз. транспортный и т.д.
Особенностью машиностроения развитых стран по сравнению с развивающимися является наиболее полная структура машиностроительного производства, увеличение значения электротехники, высокое качество и конкурентоспособность продукции. Отсюда ее высокая экспортность и большой удельный вес машиностроительной продукции в общей стоимости экспорта: Япония - 60%, США, Германия, Швеция, Канада - более 40%.
По важнейшему показателю, отражающему масштабы развития отрасли - стоимости продукции машиностроения - среди развитых стран лидируют США, Япония, Германия. Другие страны существенно уступают им по масштабам развития этой отрасли.
Среди развивающихся стран по производству машин и оборудования выделяются Бразилия, Республика Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия. Есть ряд стран, где машиностроительная промышленность представлена филиалами иностранных фирм, работающих только на экспорт и использующими дешевую рабочую силу. Велика группа стран, где машиностроение представлено только сборкой (на внутренний рынок) и ремонтными предприятиями.
На современном этапе наблюдается сдвиг развития машиностроения в развивающиеся страны, что обусловлено дешевым трудом. Однако доля развивающихся стран в производстве машиностроительной промышленности продолжает оставаться незначительной, а поэтому говорить о коренных сдвигах в мировом машиностроении не приходится.
Тем не менее, снижение роли двух ведущих регионов Северной Америки и Западной Европы в мировом машиностроении будет продолжаться, а значение Японии и развивающихся стран - расти.
Производство металлообрабатывающего оборудования сосредоточено в Западной Европе, Южной Америке и Японии (90%).
Транспортное машиностроение состоит из производства автомобилей, вагонов, трамваев, троллейбусов и т.д. Ориентируется преимущественно на экономически развитые страны.
Автомобилестроение определяется высокой капиталоемкостью, а острая конкуренция обусловливает высокий уровень монополизации. Крупнейшими монополиями по производству легковых автомобилей являются «Вольво», ФИАТ, БМВ, Джёнерал-Моторз, Форд-мотор, Тойота, Ниссан, Опель и т.д.
Грузовое автомобилестроение сосредоточено в США, Канаде, Японии, Германии, России, Чехии, Белоруссии.
Производство автобусов - Германия (Мерседес), Венгрия (Икарус), Россия (ПАЗ, ЛИАЗ), США, Япония.
Локомотивостроение исторически сложилось там, где наиболее развита сеть железных дорог: в Западной Европе, России, Украине, США, Японии.
Морское машиностроение сосредоточено в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Бразилии, Испании; военное кораблестроение - США.
Сельскохозяйственное машиностроение включает выпуск комбайнов, жаток, сеялок, косилок, оборудования для животноводства. Ориентируется на потребителя и производятся в странах, где есть необходимость. Многие развивающиеся страны имеют цеха по сборке сельскохозяйственной техники, а комплектующие завозятся из Западной Европы, Японии и США.
Авиа- и ракетостроение характерно для экономически развитых стран. США изготавливает «Шатлы». «Дискавери», Франция - «Орионы», Россия и Украина - ракетоносители, искусственные спутники и модули.

Мощная металлургия Украины является базой для развития      машиностроения,      особенно      металлоемкого» важнейшими центрами по производству металлургического      оборудования      являются Краматорск, Днепропетровск, Мариуполь; техники        для        добывающих    отраслей промышленности - Горловка, Харьков, Донецк, Кривой Рог, Луганск; энергетическое    машиностроение    Харьков, Запорожье. Транспортное машиностроение представлено производством:
    тепловозов - Луганск, Харьков;
    электровозов - Днепропетровск;
    грузовых вагонов - Кременчуг, Днепродзержинск;
    цистерн - Мариуполь;
    автомобилестроением - Запорожье, Кременчуг и завод, выпускающий моторы в Мелитополе.
    Сельскохозяйственное машиностроение: Бердянск, Херсон, Одесса, ДжанкоЙ;,
    тракторостроение - Харьков;
    тракторные сеялки - Кировоград;
    комбайны   для   уборки    сахарной    свеклы   -   Днепропетровск. Судостроение
    морские  и речные суда - Николаев,  Херсон, Керчь;
    судоремонт - Одесса, Севастополь, Илличевск.
Во   многих   городах   созданы   предприятия   трудоемких отраслей    машиностроения    -станкостроения, приборостроения, электроники, электротехники.
Оборудование:
    для   химической   промышленности   -   Суммы, Полтава;
    для пищевой промышленности - Киев, Львов, Ужгород.
Станкостроение:
-    металлорежущие станки - Харьков, Днепропетровск, Краматорск;
-    Киев, Житомир, Львов.
Приборостроение   -   Харьков,   Суммы,   Днепропетровск, Кировоград, Запорожье.
Электроника - большая часть продукции изготавливается на предприятиях  военно-промышленного  комплекса  -  Киев, Днепропетровск, Львов, Одесса, Харьков, Симферополь. Приспособления и средства автоматизации - Киев, Житомир, Львов, Мукачево, Черкассы.
За последнее десятилетие XX века объем продукции машиностроения в целом сократился наполовину, причем темпы производства продукции этой отрасли продолжают снижаться. Производственные мощности большинства предприятий используются на 10-30%.
В то #ке время меньший спад был в судостроении, станкостроительной и инструментальной промышленности. А отдельные предприятия даже наращивали производство. Так, в последние годы освоено производство новых танкеров, транспортных рефрижераторов, морозильных траулеров-рыбовозов, медицинского оборудования, новой техники для агропромышленного комплекса и др.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить