Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Политические и государственные деятели. Генри Альфред Киссинджер (род. в 1923)

Политические и государственные деятели. Генри Альфред Киссинджер (род. в 1923)
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Политические и государственные деятели. Генри Альфред Киссинджер (род. в 1923)


Государственный деятель и дипломат США. Помощник президента США по национальной безопасности (1969-1974), госсекретарь США (1973-1977). Принимал участие в советско-американских переговорах об ограничении стратегических вооружений, в Парижских переговорах об урегулировании во Вьетнаме (1968-1973) и др. Удостоен Нобелевской премии мира (1973).

Генри Альфред Киссинджер родился в 1923 году в еврейской семье в селении Фюрт в Баварии. Его отец (как и дед) был преподавателем гимназии. Когда Генри было пятнадцать лет, его семья, спасаясь от нацистских преследований, эмигрировала в США. В 1943 году он был призван в американские сухопутные войска; 84-я пехотная дивизия, в которой он служил рядовым, оказалась в Германии лишь под конец войны. После капитуляции фашизма Генри работал в армейской контрразведке в американской оккупационной зоне.

Вернувшись в Соединенные Штаты весной 1947 года, Киссинджер поступил в Гарвардский университет. Преподаватели отмечали неординарный ум студента, его успехи в философии и истории.

После Гарварда Киссинджер поступил в аспирантуру и написал докторскую диссертацию «Восстановленный миропорядок. Каслри, Меттерних и восстановление мира, 1812-1822 гг.».

В марте 1955 года, будучи преподавателем истории дипломатии, Киссинджер вошел в исследовательскую группу Совета по внешним сношениям. Его монография «Ядерное оружие и внешняя политика» получила широкую известность и в США и за их пределами. Киссинджер получил за нее премию Вудро Вильсона. Он выступал за более дифференцированный подход к использованию ядерной мощи. Ограниченная ядерная война, по его оценке, «представляет собой наиболее эффективную стратегию против ядерных держав или против тех крупных стран, которые могут вместо высшей военной техники выставить большие массы людей».

Летом 1957 года Киссинджер возвратился в Гарвардский университет на преподавательскую работу. В1959 году он стал доцентом, а в возрасте тридцати девяти лет, - профессором. Киссинджер работал по совместительству советником по международным вопросам в фонде братьев Рокфеллеров, а затем на посту директора так называемого «Проекта специальных исследований», созданного для выработки рекомендаций для политического руководства страны по ряду основных внутренних и внешнеполитических проблем США. Возглавив этот «Проект», Киссинджер получил возможность общаться с крупными дипломатами, бывшими государственными деятелями, учеными, бизнесменами. Он принял участие в работе Комиссии по проблемам национальной безопасности.

В 1961 году Киссинджер издает еще одну книгу - «Необходимость выбора: перспективы американской внешней политики», в которой снова ратует за наращивание американского арсенала тактического ядерного оружия, за усиление обычных вооруженных сил для ограниченных войн. Он публикует многочисленные статьи по вопросам внешней и военной политики США в самых разнообразных изданиях- как американских, так и западноевропейских.

К этому времени он успел обзавестись семьей, женившись на Энн Флейшер. У него появилось двое детей - мальчик и девочка. Светская жизнь и содержание семьи требовали все больше средств, которые Киссинджер мог получать лишь в виде гонораров за лекции и статьи, поскольку ни он сам, ни его родители не обладали состоянием.

В 1965 году появляется его очередная книга - «Беспокойное партнерство: пересмотр Атлантического союза». Автор признает возросшую роль западноевропейских стран в рамках НАТО и призывает американскую сторону полнее учитывать этот факт.

25 ноября 1968 года Киссинджер был принят только что избранным президентом Никсоном, который предложил гарвардскому профессору занять в его администрации пост помощника президента по национальной безопасности.

Киссинджер стал ключевой фигурой в администрации в плане подготовки различных вариантов внешнеполитических решений, предлагавшихся для окончательного выбора президенту. Возможность подбирать варианты решений означает влияние на сами решения, так как человек, подготавливающий варианты, просто может не давать тех альтернатив, которые он считает неприемлемыми, писал исследователь деятельности Киссинджера Ч. Эшмен.

Выступив инициатором создания разветвленной системы комитетов и захватив в них руководящие позиции, Киссинджер по существу стал председателем Совета национальной безопасности (СНБ), поскольку основные внешнеполитические вопросы обсуждались в этих комитетах, а не на заседаниях собственно СНБ. Зачастую решения по важнейшим внешнеполитическим проблемам принимались лично президентом и Киссинджером, а также ближайшими помощниками последнего.

Киссинджер руководил переговорами по вьетнамской проблеме, по американо-советским и американо-китайским отношениям, по ближневосточной проблеме и по целому ряду других направлений внешней политики США. Посол СССР Анатолий Добрынин вспоминал о нем: «Он был деловит, четок и не избегал разговора по конкретным вопросам... при переговорах Киссинджер мог причинять головную боль, но он никогда не был скучен или бюрократичен».

С января 1969-го по сентябрь 1972 года он совершил 29 поездок в 26 стран, участвовал в 140 встречах Никсона с лидерами иностранных государств. Именно Киссинджер подписал в январе 1973 года от имени президента соглашения о восстановлении мира во Вьетнаме и был удостоен Нобелевской премии мира.

Особое внимание Никсон и Киссинджер уделяли отношениям с Советским Союзом. Как писал Киссинджер в мемуарах, западноевропейские союзники США, улучшая отношения с Советским Союзом и другими социалистическими странами, пытались играть роль своего рода «моста» между СССР и США, выходя при этом все больше из-под американского контроля. И чем больше Вашингтон упорствовал в сохранении своего «жесткого курса» в отношении СССР, тем более независимой становилась дипломатия западноевропейских государств. Киссинджер решил, что возникла реальная опасность того, что при отсутствии конструктивных действий с американской стороны Советский Союз может еще больше упрочить свои отношения с западноевропейскими государствами, увеличив тем самым политический разрыв между последними и Соединенными Штатами.

В 1971 году в результате длительных переговоров четырех держав - СССР, США, Франции и Англии - было подписано соглашение, определявшее статус Западного Берлина, что привело к значительному смягчению обстановки в Европе.

Никсон, не без влияния Киссинджера и других специалистов, пришел к идее установления приблизительного стратегического паритета между США и СССР, что шаг за шагом увязывалось с переговорами об ограничении стратегических вооружений. В этих переговорах Киссинджер оказался главным действующим лицом с американской стороны. Под его началом в аппарате СНБ разрабатывались документы для президента, которые становились потом директивами для официальной американской делегации на переговорах в Хельсинки.

Обязанности помощника президента по национальной безопасности с каждым месяцем становились все сложнее. Киссинджер совершил несколько поездок в Москву для подготовки визита в Советский Союз президента Р. Никсона.

22 мая 1972 года президент Никсон прибыл в Москву на встречу с советским руководителем Л.И. Брежневым. Этот визит, как стало ясно позднее, оказался кульминационным моментом во внешнеполитической деятельности Р. Никсона и Г. Киссинджера.

В ходе встречи были подписаны бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, а также целая серия соглашений о советско-американском сотрудничестве в невоенных сферах.

Велика была роль Киссинджера и в подготовке визита Р. Никсона в КНР, который состоялся в феврале 1972 года. Началом подготовки этого визита явилась поездка Киссинджера через Пакистан в Пекин в июле

1972 года. Смысл этих соглашений заключался в том, что Китай не будет обострять ситуацию в Индокитае или Корее, что ни Китай, ни США не будут сотрудничать с советским блоком и что обе страны будут противостоять попыткам любой из стран добиться господства в Азии.

В феврале 1973 года было опубликовано совместное коммюнике Китая и США. В течение каких-то полутора лет благодаря Киссинджеру китайско-американские отношения превратились из откровенно враждебных и изоляционистских по отношению друг к другу в союзные. Позднее отношения с Китаем стали именоваться на Западе китайской «картой».

На президентских выборах 1972 года Никсон одержал убедительную победу. Многие американские избиратели поверили в утверждения Белого дома о том, что они будут принадлежать к «поколению мира». В августе

1973 года Киссинджер был назначен государственным секретарем США. При этом он сохранил пост помощника президента по национальной безопасности.

Киссинджер ратовал за сохранение status quo путем создания «стабильной структуры» политических международных отношений, в первую очередь методами дипломатии. Выступая против прямого вмешательства во внутренние дела других государств, Киссинджер исходил прежде всего из интересов самих Соединенных Штатов. Так, в 1973 году он говорил: «Опасно делать внутреннюю политику различных стран во всем мире прямым объектом американской внешней политики».

В июне 1973 года состоялся ответный визит Л.И. Брежнева в США, в ходе которого снова обсуждались важные вопросы советско-американских отношений, было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны.

Подписанию этого соглашения предшествовали длительные и напряженные переговоры, так как американская сторона предприняла максимум усилий, чтобы это соглашение не могло интерпретироваться как отказ сторон от использования ядерного оружия, поскольку, как писал впоследствии Киссинджер, для США это означало бы отход от одного из краеугольных положений своей военной доктрины и политики в НАТО.

К концу 1960-х годов все большее значение в мировой политике приобретал ближневосточный регион. Киссинджер доказывал, что в интересах США не скорейшее урегулирование арабо-израильского конфликта, как это считали представители государственного департамента («план Роджерса»), а затягивание его. Он считал, что, поддерживая ситуацию «ни мира, ни войны», Соединенные Штаты окажут такое серьезное давление на арабские страны, что последние будут вынуждены отказаться от продолжения борьбы и пойдут на разрыв отношений с СССР и капитуляцию перед США и Израилем. В мемуарах Киссинджер пишет: «Я предложил следующий подход: мы должны заявить Насеру, что только США могут добиться отвода израильских войск; все другие пути будут иллюзорными... Но мы можем призвать Израиль к уходу только в таких условиях, когда Израиль будет в безопасности благодаря существенным американским военным поставкам, а Египет будет готов вести переговоры о деталях мирного урегулирования».

Все чаще в проблемах Ближнего Востока Никсон выдвигал вперед Киссинджера, который приобрел большую популярность и в еврейской общине США, и в самом Израиле.

Во время визита Г. Меир в США в декабре 1971 года произошло дальнейшее сближение американской и израильской позиций. По словам Киссинджера, именно с этого момента ему было поручено оперативное руководство американской дипломатией на Ближнем Востоке. «К концу 1971 года разногласия внутри нашего правительства, - пишет он, - привели к тупику, который я сознательно хотел создать на переговорах по урегулированию арабо-израильского конфликта. Моя стратегия не изменилась - пока какое-нибудь арабское государство не продемонстрирует своей готовности отколоться от Советов или Советы не будут готовы отказаться от максимальной поддержки арабской программы, у нас не будет оснований изменять нашу политику».

Киссинджер с конца 1973 года начал «челночные» поездки в этот регион. «Уникальное преимущество Киссинджера во время его «челночных» операций, - писал израильский журналист М. Голан, - состоит в том, что он - единственный, кто постоянно осведомлен о позициях обеих сторон. При этом каждой из сторон он сообщает лишь то, что идет на пользу его собственным целям и интересам».

В итоге было заключено первое, а осенью 1975 года - второе соглашение о разъединении израильских и египетских сил на Синае. После смерти Насера, в результате политики Садата Египет покинул ряды арабских стран - участниц сопротивления Израилю и стал на путь сепаратной сделки с Израилем, оформленной в Кэмп-Дэвиде (США) уже при Картере. Однако почву для этого договора подготовил еще Киссинджер.

Уотергейтский скандал привел к отставке Никсона с поста президента в августе 1974 года. Сменивший его Д. Форд в октябре 1975 года освободил Киссинджера от должности помощника по национальной безопасности, сохранив за ним пост государственного секретаря.

Форд проявил непоследовательность в целом ряде внешнеполитических вопросов, связанных с разрядкой. Не отказываясь формально от процесса ОСВ, он в то же время предпринимал такие шаги, которые ухудшили атмосферу этих переговоров; это относится к усилиям Форда по наращиванию военного бюджета.

В этих условиях Киссинджер, стремившийся достичь соглашения по ОСВ-2, был вынужден все больше маневрировать. Но с уходом Форда с президентского поста Государственный департамент покинул и Генри Киссинджер. С 1977 года он являлся консультантом ряда частных компаний, одновременно занимаясь преподавательской деятельностью в Джорджстаунском университете (г. Вашингтон). В 1983 году Киссинджер возглавлял Национальную двухпартийную комиссию по Центральной Америке.

В 1988 году президент Джордж Буш пригласил Генри Киссинджера для консультаций. Киссинджер предложил свои услуги в качестве личного эмиссара Буша и высказался в пользу секретной дипломатии с Горбачевым на основе «баланса интересов». Он побывал в Москве, где встретился с советскими руководителями. Дипломатия Киссинджера привела к значительному усилению позиций США в Восточной Европе.

Киссинджер по-прежнему остается непререкаемым авторитетом в сфере международных отношений. Его наблюдения печатают авторитетные журналы. Во время югославского кризиса 1999 года бывший госсекретарь высказывался против применения военной силы. В журнале «Ньюсуик» Киссинджер писал, что «судьбоносные решения», приведшие к бомбежкам, были приняты в то время, когда «оставались открытыми другие пути». Дипломат фактически делает вывод, что действия администрации США в этом конфликте были некомпетентными. В то же время Киссинджер призывает не сбрасывать со счетов Россию: «Представление России о себе как историческом игроке на мировой арене должно восприниматься всерьез».


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить