Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Типы и средства внешнеторговой политики государства

Типы и средства внешнеторговой политики государства
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Типы и средства внешнеторговой политики государства


Внешнеторговая политика государства определяется, с одной стороны, внутренними политическими, экономическими и социальными проблемами, а с другой — происходящими изменениями в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях. В процессе развития мирового рынка сформировались два типа внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.
Политика протекционизма направлена на защиту национальных производителей от конкуренции со стороны иностранных компаний. В ходе ее проведения вводятся различные ограничения доступа на внутренний рынок страны.
Свободная торговля — это политика либерализации внешнеторговых отношений, снятия любых барьеров на пути иностранных товаров.
Проте    кционизм и свободная торговля в чистом виде не существуют. Как правило, во внешнеторговой политике любой страны тенденции либерализации и протекционизма проявляются одновременно. Однако на каждом конкретно-историческом этапе развития одна из них преобладает. Так, после второй мировой войны в международной торговле происходили процессы либерализации, а в 30-е годы во внешнеторговой политике государств господствовал протекционизм.
В зави    симости от изменения расстановки сил в мировом хозяйстве некоторые страны неоднократно меняли свою внешнеторговую политику. Например, США в период борьбы за независимость использовали протекционистские меры защиты своего рынка от дешевых английских товаров. В 40-е годы XX столетия, став самой мощной экономической державой, США выступали за свободную торговлю. Но, начиная с 70-х годов, ощутив острую конкуренцию на мировом рынке со стороны Японии и новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, США стали проводить политику «неопротекционизма», применяя новые разнообразные средства в борьбе за рынки сбыта.
Регулирование внешнеторговых отношений осуществляется с помощью различных инструментов, "наиболее важным из которых является таможенный тариф. При составлении таможенных тарифов государства руководствуются общими принципами, изложенными в Брюссельской таможенной номенклатуре (1951 г.) и в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (1983 г.).
Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод таможенных пошлин на товары, перемещаемые (ввозимые и вывозимые) через таможенную границу страны. Товары классифицируются в соответствии с международными соглашениями по группам и разделам, а ставки обложения размещаются обычно в трех колонках в зависимости от страны происхождения товара. В этой связи различают максимальные, минимальные и преференциальные (льготные) пошлины. Максимальные ставки применяются в отношении товаров из стран, с которыми нет торговых соглашений. Минимальные пошлины устанавливаются со странами, пользующимися режимом наибольшего благоприятствования, а преференциальные — на импортные товары из развивающихся стран.
По методам взимания выделяют три вида пошлин: адвалорные (процент от цены товара), специфические (твердая ставка с веса, объема, штуки товара) и смешанные (одновременное обложение адвалорной и специфической пошлинами). Из них наибольшее распространение получили адвалорные пошлины.
Таможенные пошлины могут выполнять различные функции. Так, фискальные пошлины во многих странах служат средством пополнения доходной части государственного бюджета. Они, как правило, устанавливаются по низким ставкам на товары, которые не производят в данной стране (кофе, цитрусовые и др.). Протекционистские пошлины являются важным инструментом регулирования внешней торговли. Размер пошлины должен быть таким, чтобы продажная цена импортного товара на внутреннем рынке страны превысила цену внутреннего производителя. В том случае, когда устанавливается высокий размер пошлины, она выполняет запретительную функцию. Такая ситуация, например, возникла в 1992 году в США при установлении таможенной пошлины на урановое сырье из России в размере 116%.
В последние годы государства стали активно использовать в регулировании импорта антидемпинговые и компенсационные пошлины. Ставки по этим видам пошлин устанавливаются после доказательства факта демпинга (продажи товаров ниже предполагаемых затрат) и установление размера субсидий иностранным экспортерам.
К другим инструментам регулирования внешней торговли относятся нетарифные ограничения. Их численность составляет более двух тысяч различных видов. В настоящее время они являются главным препятствием на пути К либерализации международной торговли.
Из всех видов нетарифных барьеров чаще всего  применяются количественные ограничения, а именно: лицензирование, контингентирование (квотирование) и «добровольное» ограничение экспорта. Лицензирование предполагает выдачу государственным органом разрешения на внешнеторговые операции. Существуют два типа лицензий: открытая (генеральная), заключающаяся в опубликовании списков товаров, которые можно вывозить или ввозить в течение определенного времени, и специальная (индивидуальная), требующая документального оформления с обязательным указанием вида торговой операции, количества и цены товара, страны его назначения или происхождения, срока действия лицензии. Импортные лицензии распределяются в основном с помощью аукциона или с использованием системы явных предпочтений. В последнем случае государство закрепляет лицензии за определенными фирмами.
Контингентирование состоит во введении количественных ограничений на объемы экспорта и импорта отдельных товаров, действующих в течение определенного срока. Устанавливаемые контингенты (квоты) могут носить сезонный характер.
В   60-е   годы   получили   распространение   соглашения о   «добровольном»  ограничении экспорта. Заключенные на двусторонней основе, они обязывают страну-экспортера    ограничить    поставки    товаров. Обычно  такие соглашения  принимаются  под явной или     неявной     угрозой     применения    санкций    по отношению    к    стране-экспортеру.     «Добровольное» ограничение    экспорта    осуществляется    по    таким товарам,   как  сталь,   алюминий,   текстиль,   бытовая электроника, автомобили и др. Так, в 1986 году США добились ограничения экспорта на внутренний рынок станков, подписав подобные соглашения с Тайванем, ФРГ, Испанией и-Бразилией. По оценкам экспертов, количественные ограничения в 1986 году охватывали свыше 16%  импорта развитых индустриальных государств и более 30%  импорта развивающихся стран.
Среди других видов нетарифных барьеров используются финансовые и валютные средства ограничения импорта. К финансовым средствам относят пограничный налог и различные сборы: портовые, гербовые, статистические, фитосанитарные и др. Валютные ограничения устанавливаются государствами по текущим операциям платежного баланса. Они регламентируют движение товаров и услуг, капиталов, кредитов, перевод прибылей и налоговых поступлений.
Значительное место во внешнеторговой политике занимает участие государства в развитии экспорта. В целях стимулирования предприятий к работе на внешний рынок создана сложная система гарантий, страхования, кредитов, налоговых механизмов.
Основным средством регулирования экспорта является прямое субсидирование. Оно представляет собой выплату экспортных премий, покрывающих потери от разницы цен на внутреннем и мировом рынках. Такое средство стимулирования используется обычно там, где имеет место сильная конкурентная борьба. Развитые страны мира активно субсидируют сельскохозяйственное производство, судо- и самолетостроение, что порождает между ними глубокие противоречия.
Важной формой поощрения экспорта является косвенное субсидирование. В некоторых странах, например, во Франции, экспортеры освобождаются от уплаты косвенных и частично прямых налогов. Устанавливаются высокие ставки амортизационных отчислений, что равносильно предоставлению налоговых льгот.
Государства могут возвратить предприятиям-экспортерам пошлины за ввезенное сырье и предоставить скидки с железнодорожных тарифов. В развитых странах широко применяется финансирование НИОКР из средств госбюджета в отраслях, производящих экспортную продукцию.
Большое распространение получают экспортные кредиты, предоставляемые государством на льготных условиях. Преимущества государственного кредитования заключается в длительных сроках, низких процентных ставках и отсрочках платежа. В некоторых странах доля кредитуемого экспорта достигает 40% его объема.
Стимулирование экспорта осуществляется также в форме государственного страхования частных экспортных кредитов. Гарантии, предоставляемые в порядке страхования кредита, распространяются на различные виды политических и коммерческих рисков, в том числе: войны, перевороты, изменение валютного контроля, неполучение платежа от импортера, повышение цен на сырье и т. д. Низкие ставки страхования (меньше 1% от застрахованной доли экспортного контракта) открывают экспортерам доступ к льготному финансированию.
Для продвижения товаров на мировом рынке используется такая форма стимулирования, как государственная помощь развивающимся странам. Финансовые средства, выделяемые в рамках помощи, выдаются на длительные сроки под низкие проценты или беспроцентно. Главным условием предоставления помощи является закупка товаров в стране-доноре.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить