Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Финансы и их функции

Финансы и их функции
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Финансы и их функции


В данном параграфе приводятся общие понятия о финансах, финансовой системе и финансовой политике государства.
Денежные отношения, движение которых происходит через особые фонды, называются ф и н а н -совы ми отношениями. Вместе с тем, это отношения:
—  между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны;
—  между физическими и юридическими лицами;
—  между отдельными государствами. Звеньями финансовой системы являются: бюджеты
различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды юридических лиц, других Коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.
Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а ведущим звеном финансов государства является государственный (федеральный) бюджет. Именно с его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение валового национального продукта. Наиболее распространенным сегодня является принцип фискального федерализма.
Сущность данного принципа сводится к четкому разграничению функций между отдельными звеньями финансовой системы.
Местные бюджеты не входят своими доходами в государственный федеральный бюджет. Так, например, в США доходная часть федерального бюджета в основном формируется за счет прямых налогов (45%), налогов и взносов по социальному страхованию, уплачиваемых рабочими и работодателями (примерно 35%), налога на прибыль акционерных компаний (10%). Доля косвенных налогов незначительна: акцизы — примерно 5%, таможенные пошлины — 1,5 — 2% доходной части федерального бюджета. Доходная часть бюджетов штатов формируется прежде всего за счет косвенных налогов, а источники доходов местных бюджетов — различные местные налоги, особенно налог на недвижимость.
Очевидно, что основной проблемой эффективного использования принципа фискального федерализма при формировании финансовой системы государства является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и местные бюджеты — с другой стороны.
В странах с развитой рыночной экономикой объем федерального бюджета составляет от 40 до 60% размера консолидированного бюджета.
Финансовая система государства воспроизводит все процессы по распределению ВНП. Поэтому политика государства в отношении финансовой системы.является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.
Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой государства. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны.
Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения «золотого правила» экономической теории — при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно — расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение и т. п.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Фискальная политика государства. Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.
Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики — прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.
В мировой практике хорошо известны эффективные способы стимулирования экономического развития с помощью налогов и государственных расходов.
Представление о том, что фискальные действия правительства могут иметь важное стабилизирующее воздействие на экономику, стало приобретать все более широкое признание в США в период Великой депрессии 30-х годов. Кейнсианская теория занятости играла ключевую роль в том, что целительным фискальным мероприятием придается такое значение в 1946 г., когда в связи с завершением второй мировой войны обострилась проблема безработицы, федеральное правительство закрепило в законе меру своей ответственности за обеспечение экономической стабильности.
Закон о занятости 1946 г. представляет собой важную веху в американском социально-экономическом законодательстве в том отношении, что он обязывает федеральное правительство предпринимать некоторые действия, используя денежную и фискальную политику, для поддержания экономической стабильности.
Дискреционная фискальная политика. Фискальная (налогово-бюджетная) политика — это меры, принимаемые со стороны правительственных органов по изменению налогообложения и структуры государственных закупок с целью воздействия на экономику.
Фискальная политика, оперирующая налогами и государственными расходами, в соединении со стабилизирующей денежной политикой имеет своей целью экономику высокой занятости, но при этом без инфляции цен. Власти, осуществляющие фискальную и денежно-кредитную политику, «противостоят преобладающим экономическим ветрам» и тем самым помогают обеспечить благоприятную экономическую обстановку, при которой динамические силы частной инициативы могут иметь самые широкие возможности для своих действий.
Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.
Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу и инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о стимулирующей фискальной политике. Она включает:
1)  увеличение государственных расходов;
2)  снижение налогов;
3)  сочетание роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того,  что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов   больше,    чем    мультипликационный    эффект снижения налогов).
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства. Другими словами, если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии.
Если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика, которая включает:
1)  уменьшение государственных расходов;
2)  увеличение налогов;
3)  сочетание сокращения государственных расходов с растущим налогообложением (с учетом того, что мультипликационный эффект  уменьшения  государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект роста налогов).
Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета. Конечно, это абстрактная схема поведения парламента и правительства, и механизм дискреционной фискальной политики далеко не так прост, поскольку в реальной экономике действуют параллельные и разнонаправленные факторы. Понятно, что выработка оптимальной фискальной политики — задача архисложная.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить