Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Денежно-кредитная политика центрального банка страны. Методы современной монетарной политики НБУ

Денежно-кредитная политика центрального банка страны. Методы современной монетарной политики НБУ
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Денежно-кредитная политика центрального банка страны. Методы современной монетарной политики НБУ


Денежно-кредитная (или монетарная) политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение объемов денежной массы и кредита, уровня процентных ставок и других показателей денежного обра-Ш^Бния с целью регулирования общехозяйственной конъюнктуры.
Наиболее распространенными являются следующие схемы регулирования:
1) кейнсианская:

Обе они "исходят из того, что чрезмерная или бесконтрольная денежная масса" может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, результатом которой является повышение цен. Задача денежно-кредитной политики поэтому состоит в том, чтобы сделать деньги дорогими, ибо «значение денег заключается только в их покупательной способности» (Дж. М. Кейнс). Или иначе: экономический рост должен осуществляться без инфляции.
В зависимости от общехозяйственной ситуации в стране и преследуемых целей центральный банк проводит конкретную денежно-кредитную политику.
Так, в условиях экономического подъема, роста цен, когда хозяйственная конъюнктура «перегрелась», используется политика кредитной рестрикции , или «дорогих денег». Она предусматривает сдерживание (ограничение) денежной эмиссии и кредитов:

Наоборот, в условиях экономического спада, сокращения объемов производства, увеличения безработицы, то есть тогда, когда надо оживить хозяйственную конъюнктуру, центральный банк осуществляет политику кредитной экспансии, или «дешевых денег». Она предполагает стимулирование денежной эмиссии, кредитов коммерческих банков и выпуска платежных средств:

Изобразим   ее   механизм   графически   на   модели Хикса-Хансена.

Положение кривой IS отражает условия равновесия на рынке товаров, a LM — на денежном рынке. Так, увеличение количества денег, находящихся в обращении, передвигает LM1 вправо в положение LM2, вызывая снижение нормы процента, что, в свою очередь, стимулирует расширение объема капиталовложений. В результате национальный доход увеличивается (Y1-Y2) без повышения цен, а за счет смещения кривой совокупного спроса.
Выделяются три вида денежно-кредитной политики.

1.  Жесткая    —    заключается   в   непосредственном влиянии      на      процентную ставку     при     вертикальной прямой   денежного   предложения (см. рис. 2). Используется   при   осуществлении политики     кредитной     рестрикции.
2.  Либеральная — регулирует объем денежной массы при горизонтальной прямой денежного предложения (см. рис. 3).      Применяется при  достижении  цели   кредитной экспансии.
3. Смешанная — сочетает в себе элементы первых двух форм на основе наклонной кривой предложения денег. Кривая предложения денег такой формы допускает увеличение количества денег, находящихся в обращении, но в степени, недостаточной для предотвращения повышения номинальной нормы процента. Поэтому увеличение спроса на деньги (с MDi до MDz) вызывает как рост количества денег в обращении, так и увеличение номинальной нормы процента. Применение смешанной политики целесообразно, когда сдвиг в спросе на деньги происходит вследствие изменений в реальном объеме производства. В этом случае разумно дать процентным ставкам подняться, сглаживая циклическое расширение.

Механизм контроля и управления денежно-кредитными отношениями, имеющимися в распоряжении центрального банка, содержит различные инструменты. Основными (major), или количественными, из них являются:
1)  операции на открытом рынке;
2)  изменение учетной ставки;
3)  изменение требований к уровню обязательных банковских резервов.
Операции на открытом рынке — наиболее гибкий и тонкий инструмент контроля за предложением денег. Определяя объем купли-продажи государственных облигаций населением и изменяя уровень процентной ставки за кредит и объем спроса на ссуды, Центробанк влияет на величину кредитных резервов коммерческих банков.
Так, в условиях инфляции, когда рост цен становится небезопасным, центральному банку необходимо уменьшить количество денег в обращении и процессы кредитования. Для этого используется массовая продажа населению имеющихся у центрального банка государственных облигаций. Деньги от продажи извлекаются из обращения и попадают в резервы центрального банка. Сокращаются кредитные резервы коммерческих банков. Увеличиваются процентные ставки. Кредиты становятся дорогими и труднодоступными.
Если же количество денег в обращении требуется увеличить, то центральный банк, наоборот, скупает государственные обязательства по выгодному для населения курсу. Деньги, выплачиваемые владельцам облигаций, сразу попадают в обращение. Повышается уровень кредитных резервов коммерческих банков. Снижается уровень процентной ставки. Кредиты ста-Н.РВЯТСЯ более дешевыми и доступными. Банки начинают «делать» деньги.
Политика учетной ставки является в основном методом централизованного регулирования денежного предложения и в большинстве стран используется в качестве вспомогательного средства «подстройки» денежной массы к потребностям экономики.
Учетная ставка, или ставка межбанковского кредита, — это ставка процента за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. Ее величина может как стимулировать, так и сдерживать предоставление кредитов, делая их либо дешевыми, либо дорогими в зависимости от состояния экономики и денежного обращения.
Повышение учетной ставки — эффективное средство борьбы с инфляцией. Оно позволяет ограничить спрос коммерческих банков на дорогой государственный кредит и размер их займов из центрального банка. Те же коммерческие банки, которые все-таки берут государственный кредит, пользуются им более осмотрительно, кредитуя только высокорентабельные инвестиционные проекты и взимая, в свою очередь, высокие проценты по своим кредитам. Спрос на деньги в этих условиях значительно сокращается. Нарастание объема денежной массы прекращается.
Важно, однако, помнить, что повышение процентной ставки лежит в основе политики кредитной рестрикции. Удорожание кредита неизбежно приводит к сокращению инвестиционного спроса, тормозя развитие производства. Следовательно, проводя антиинфляционную политику, государство должно продумать формы компенсации подобных эффектов (уменьшение налогообложения доходов или прибыли, использование целевого кредитования и т. п.).
Понижение учетной ставки позволяет проводить политику «дешевых денег», т. е. низких процентных ставок и обильного кредита, способствующих оживлению деловой активности. В Англии, например, в 1932—1951 гг. учетная ставка находилась на уровне 2%, в США в 1937—1947 гг. — на уровне 1%.
Изменение требований к уровню обязательных банковских резервов (средств коммерческих банков, которые они обязаны хранить в центральном в качестве обеспечения своих операций) предполагает вариации норм обязательных резервов, устанавливаемых в процентах к различным категориям счетов вкладчиков.
Так, сокращение уровня обязательных резервов направлено на стимулирование деловой активности, поскольку расширяет сумму кредитных вложений. В целях же обуздания инфляционных процессов Центробанк временно поднимает этот уровень, уменьшая количество денег в обращении.
Вместе с тем, количественные методы имеют и ощутимый недостаток: они сдерживают кредитование без права дифференциации. Причем это неудобство тем ощутимее, чем принудительнее политика. Поэтому количественные методы регулирования нередко сопровождаются селективными мерами, предполагающими особый режим для некоторых видов кредитов — с учетом их содержания, целей или особенностей использования, для стимулирования или, наоборот, сдерживания кредитования. Эти меры применяются в определенных операциях. Их использование является предметом обязательного обсуждения в каждом конкретном случае.
Селективные (minor), или «качественные», инструменты включают:
1) избирательный контроль со стороны Центробанка за размещением кредита;
2)  регулирование   потребительского   кредита   — через установление центральным банком минимальных   начальных   взносов   и   максимальных   сроков погашения;
3)  особые условия рефинансирования экспортных кредитов;
4)  учет процентных ставок по депозитам, главным образом   —   ограничение   верхних   пределов   нормы процента;
5)  льготный переучет векселей;
6)  предписываемую маржу на получение ссуды под ценные бумаги  с  целью  предотвращения  использования коммерческого кредита в качестве финансового инструмента спекуляций на фондовой бирже;
7)  «моральное увещевание»   —  попытку Центробанка   достичь   цели,   открыто   убеждая   банки   или широкие слои населения осуществить определенные займы. Эффективность этого подхода весьма сомнительна.
Вопрос об эффективности денежно-кредитной политики дискуссионен. Тем не менее, при оценке целесообразности мер, принимаемых в денежно-кредитной сфере, необходимо помнить, что они лишь дополняют экономическую, финансовую и социальную политику правительства.
Обратим внимание еще на один важный момент в работе центрального банка, связанный с функцией кредитования коммерческих банков. Рассмотрим пример.
Предположим, что некоторый коммерческий банк №1 (КБ-1) взял кредит в центральном банке страны на сумму 100 денежных единиц при норме обязательных резервов, скажем, в 20% 20 денежных единиц окажутся на текущем счете коммерческого банка в центральном банке, а остальные 80 денежных единиц начнут «работать» и будут предоставлены в форме кредита фирме №1 (Ф-1). В процессе расчетов с фирмой №2 (Ф-2) 80 денежных единиц попадут на ее расчетный счет в коммерческом банке №2 (КБ-2), который, в свою очередь, 20% от поступившей суммы (16 денежных единиц) «зарезервирует» в центральном банке, а на оставшиеся 64 денежные единицы предоставит кредит фирме №3 (Ф-3). Следовательно, 80 денежных единиц дали денежному обращению дополнительные 64 денежные единицы. А далее 64 денежные единицы «произведут» 51,2 денежной единицы и т. д. Иными словами, в сфере кредитных отношений действует механизм мультипликатора (см. схему 1).

Когда он будет исчерпан? Вспомним:

где      k — мультипликатор дохода;
MPS — предельная склонность к сбережениям.
В кредитной сфере функцию MPS выполняет норма обязательных резервов. Следовательно,

где      m  — мультипликатор дохода;
R   — норма обязательных резервов.
Денежный мультипликатор показывает максимальное количество новых кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей сверх обязательных резервов при данной их норме.
В нашем примере R=20%, отсюда m=5, т. е. 80 денежных единиц «создают» 400 денежных единиц.
Но образуются они из кредита центрального банка коммерческому банку №1. Иначе говоря, центральный банк сначала выступает источником инфляции, а затем   начинает   с   ней   бороться   (и   прежде   всего   с помощью повышения учетной ставки).
Такое положение не может считаться нормальным. Специалисты в области денежного обращения поэтому считают, что в нынешних условиях кредитование банков центральным может происходить только в периоды кредитных трудностей, в самом крайнем случае. Кредитование должно быть функцией коммерческих банков.
Центральный же банк страны должен следить за количеством кредитов, регулируя денежное обращение присущими ему мерами.
Какие же из методов денежно-кредитной политики используются Национальным банком Украины? До настоящего времени только один — политика учетной ставки. В 1994 году, например, учитывая динамику инфляционных процессов в экономике Украины, НБУ неоднократно изменял учетную ставку: в начале года она составляла 240% годовых, к 15 июля 1994 г. она опустилась до 140%, однако 25 октября 1995 г. в ответ ца, новую волну инфляции, вызванную кредитной эмиссией, вновь была повышена до 300% годовых. В 1995 году по мере стабилизации цен учетная ставка НБУ снижалась: в мае 1995 г. она была зафиксирована на уровне 96% годовых, в июне 1995 — 75%.
Заметим однако, что политика учетной ставки лишь косвенно воздействует на объем вложений, т. к. их эффективность зависит от состояния денежного обращения в целом. Более того, при постоянном росте цен процентная ставка может достичь такого высокого уровня, что ее применение как инструмента денежно-кредитного регулирования станет вообще нецелесообразным. В такой ситуации одинаково терпят убытки и те, чья деятельность полезна для экономики, и те, кто занимается спекулятивными операциями.
Процедура изменения обязательных резервов, позволяющая сделать более тесной связь между вторичной эмиссией денег, осуществляемой коммерческими банками, и их потребностью в кредитах Национального банка, в 1994 году не использовалась. Норма обязательных резервов в течение всего 1994 года сохранялась на уровне 15%. Иными словами, пытаясь осуществлять жесткую монетарную политику, НБУ не воспользовался наиболее мощным инструментом денежно-кредитной политики.
Что же касается операций на открытом рынке, то попыток регулирования денежно-кредитных отношений на основе этого метода Нацбанком не предпринималось вовсе — из-за отсутствия полноценного рынка ценных бумаг. И хотя для осуществления руководства операциями на открытом рынке к началу 1995 года предложено сформировать специализированное финансовое учреждение — Национальный комитет открытого рынка, это только начало создания современного фондового рынка.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить