Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Безработица
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Безработица


Закономерностью развития рыночной системы хозяйствования является наличие постоянной армии безработных, которые хотят и могут работать, но не имеют возможности трудиться по не зависящим от них причинам. Об этом свидетельствует мировой опыт развития всех стран с рыночной экономикой.
Безработица — один из признаков неустойчивости рыночной системы. Она характеризует неравновесность между одним из главных ресурсов и его использованием, постоянное превышение совокупного предложения над совокупным спросом рабочей силы.
Поскольку наемные работники являются преобладающим большинством экономически активного населения, то даже незначительный удельный вес безработных означает лишение значительной части населения основного источника доходов — заработной платы, а это ведет к социальной нестабильности и конфликтам.
Циклический характер развития производства неизбежно предполагает наличие резервной рабочей силы, которую можно использовать в периоды подъема (бума) производства.
Но в остальные фазы цикла пребывают в бездействующем состоянии.
Неизбежность безработицы признают все современные научные школы экономистов. Даже наследники классической концепции, которая в свое время отрицала закономерность существования относительного перенаселения (безработицы), например, монетаристы, исходят из естественного уровня безработицы.
Классическая школа (А. Смит, А. Маршалл, А. Пи-гу) считала, что рыночная экономика как саморегулирующая система способна обеспечить полную занятость ресурсов, в т. ч. и рабочей силы, и производство потенциального ВНП.
Благодаря конкуренции, гибкости цен, зарплаты и ссудного процента на рынке труда устанавливается равновесие спроса и предложения рабочей силы, равновесная цена труда, и не может быть безработицы. Если она существует длительное время, то это свидетельствует о негибкости системы цен и зарплаты под влиянием нерыночных факторов: государства, монополий, войн, революций и других потрясений.
Против идеи полной занятости рабочей силы путем саморегулировния выступили марксисты и кейнсиан-цы, но с различными аргументами и выводами.
Марксистская теория занятости исходит из того, что образование резервной армии труда (безработицы) — неизбежный результат накопления капитала, роста органического строения капитала, что ведет к относительному уменьшению спроса на рабочую силу со стороны расширенного воспроизводства. По К. Марксу, в рамках рыночно-капиталистической экономики вообще невозможно ликвидировать безработицу и для обеспечения полной занятости трудящихся необходима замена капиталистической системы производства планово-социалистической.
Кейнсианская концепция возникла в годы Великой депрессии 30-х годов XX века, когда массовая и длительная безработица была реальностью. Дж. М. Кейнс писал, что рыночная экономика не является саморегулирующейся системой и неспособна автоматически обеспечить полную- занятость, ибо цены, зарплата и ставки процента неэластичны. Но, по Кейнсу, можно достигнуть поляной занятости в рамках капиталистической экономики, однако при условии государственного регулирования экономики с помощью финансовой системы и, налогообложения. Безработица возникает в результате недостатка эффективного спроса (потребление 4- инвестиции). Чтобы добиться полной занятости, надо увеличить эффективный спрос путем стимулирования государством частных инвестиций за счет налогов, ставки процента, а также увеличения государственных расходов.
Монетаристы (М. Фридмея, Ф. Махлуп, Ф. Хайек), опираясь на классическое наследие в политической эко_номии, полагают, что можно в условиях рыночной конкуренции и свободы частного предпринимательства обеспечить полную занятость, которая предполагает естественный уровень безработицы. Государственное вмешательство способно снизить этот уровень безработицы в краткосрочном рыночном периоде, но это неизбежно приведет к нарастанию инфляции и крупномасштабной безработицы в долгосрочной перспективе. (См. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. — М., 1994. Гл.14, §1; Шевченко Л. С. Рынок труда: анализ экономических концепций (Экономика Украины. 1994. № 4).
Безработица существует в самых различных формах: фрикционной, структурной, технологической, циклической, институциональной и др. (См. гл. 7 настоящего пособия). Различают также полную и частичную, скрытую и явную, добровольную и вынужденную безработицу.
К добровольной следует отнести фрикционную и институциональную, а к вынужденной — структурную, технологическую, циклическую безработицу и т. д.
Будучи необходимым условием циклического развития рыночной экономики и рычагом повышения эффективности производства, безработица наносит серьезный экономический и социальный ущерб обществу. Экономические потери от относительного перенаселения измеряются недополучением реального ВЫП. По закону Оукена, каждый процент превышения фактического уровня безработицы над естествен-нйм ее уровнем ведет к отставанию реального ВНП от потенциального на 2,5%. Так, в США в 1992 г. фактическая норма безработицы составила 7,4% при естественном ее уровне 6%. Значит, потери ВНП от безработицы составили 1,4% х 2,5%= 4% от потенциального. Социальный ущерб от относительного перенаселения состоит в том, что происходит дисквалификация рабочей силы, нервно-психологические расстройства у безработных, в конечном счете — деградация личности, особенно при длительной безработице.
С дальнейшим развитием рыночно-капиталис-тической экономики растут и масштабы потерь от относительного перенаселения, что выражается в увеличении численности и норм фактической безработицы.
Как видно из таблицы, численность полностью безработных в 24 странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) увеличилась с 9,0 млн. чел. в среднем за 1961 — 1970гг. до 28,0 млн. чел. за 1981 —1990 гг. и до 32,0 млн. чел. в 1993 г., а норма безработицы составляла соответственно 4,6; 7,5 и 8,0%. Наиболее низкий уровень безработицы наблюдался в 1993 г. в Японии (2,5%), а выше среднего по ОЭСР уровня во Франции — 11,6%,

Рынок рабочей силы — рынок особого рода. Его государственное регулирование является объективной необходимостью.
В странах с развитой рыночной экономикой накоплен большой опыт по государственному регулированию рынка труда. Основными направлениями этого регулирования являются:
—  создание гибкой системы сочетания занятости и профессиональной подготовки и переподготовки работников. В периоды бума производства, когда спрос на рабочую   силу   достигает   максимума,   сокращается сфера профобучения и часть рабочей силы пополняет ряды занятого населения (шведская модель);
—  государственная     политика     стимулирования создания новых рабочих мест. Особенно она широко проводилась  в США в  70—80-х гг.   Однако сегодня признано, что эта политика неэффективна;
—  проведение общественных работ (строительство автомагистралей,  мостов и других сооружений),  но для этого нужны крупные капиталовложения. В сегодняшней Украине общественные работы в основном представлены сельскохозяйственными работами, уборкой городских улиц и площадей. Они могут быть использованы лишь временно, для ограниченного круга безработных, ибо эти работы требуют низко квалифицированной рабочей силы. Поэтому несоответствие между низкой сложностью общественных работ и более высокой квалификацией безработных специалистов и рабочих — важное препятствие на пути использования этих работ для смягчения безработицы.
Наряду с содействием в трудоустройстве, к числу основных направлений государственного регулирования рынка труда относится социальное страхование. Фонд занятости создается за счет обязательных взносов как фирм, так и самих наемных работников. Из этого фонда выдаются пособия по безработице и другая материальная помощь.
В США пособия выплачиваются до 26 недель. Их средний размер составляет 36% недельного заработка. В Украине в государственный фонд содействия занятости отчисляются обязательные взносы предприятий, штрафы за нарушение законодательства о занятости и др. В отличие от стран Запада у нас работники не участвуют в формировании фонда занятости. Согласно Закону Украины «О занятости населения» пособия по безработице выплачиваются в размере не менее 50% средней зарплаты по прежнему месту работы, но не выше средней зарплаты в народном хозяйстве, не более 12 месяцев в течение 3-х лет (ст.ст. 28, 29).
Вопросами занятости и безработицы непосредственно занимаются государственные и частные службы занятости (биржи труда). Актуальной задачей для Украины являются организация и распространение негосударственных служб занятости.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить