Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Конъюнктура: понятие, факторы,виды, тенденции реализации

Конъюнктура: понятие, факторы,виды, тенденции реализации
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Конъюнктура: понятие, факторы,виды, тенденции реализации


Термин «конъюнктура», (лат. conjungi) применяется для фиксации соединения, совокупности условий, ситуации, текущего положения. Конъюнктура характеризует состояние хозяйственных отношений, которые, в отличие от отношений производственных, определяются отнюдь не только производительными силами, но и факторами экономической политики фирмы и государства, демографическими тенденциями, особенностями культурных традиций народа, социальной памяти населения регионов, этнической самоидентификации и проч. Соответственно, они не обязательно целостны и гораздо более субъективированы, поверхностны, динамичны. Более того, сами по себе хозяйственные отношения и хозяйственный механизм — внешние явления экономической жизни, однако в единстве они определяют сущность способа хозяйствования, задавая положение хозяина производства и вызывая у тех или иных групп населения чувство хозяина.
Хозяйственная    конъюнктура    включает    такие факторы, как:
— производственный потенциал с его элементами, в  том  числе  — производственные ресурсы и объем
производства,    отраслевую    и    воспроизводственную структуру хозяйства;
—  рынок, его емкость и структуру как характеристики  реализуемой   продукции   в   совокупности  с параметрами формирования и развития рынка (численность   населения,   его   хозяйственное   поведение, уровень экономического развития региона и страны, распределение доходов, разделение труда, соотношение цен на замещенные товары,  накопление товаров населением, взаимовлияние краткосрочных и цикличных тенденций);
—  организационная  структура хозяйства,   в  том числе корпоративная структура, состояние концентрации, специализации, комбинирования производства и сбыта, формы регулирования хозяйства;
—  соотношение спроса и предложения на рынке, включая   степень   использования   производственных ресурсов, уровень товарных запасов и портфель заказов, положение на оси «монополия — конкуренция»;
—  коммерческие условия реализации продукции. Особое     значение     Хозяйственных     отношений
конъюнктуры   для   нашей   экономики   определяется рядом обстоятельств:
во-первых, общемировая система производства все более приобретает социальный (а не узкоэкономический) характер;
во-вторых, взаимосвязи советского общества имели преимущественно социальную природу, причем их содержание во многом сохранено;
в-третьих, по мере повышения зрелости любого (в т. ч. — рыночного) общества, в нем нарастает роль социальных механизмов самоорганизации;
в-четвертых, замещение отчужденного труда свободным творчеством означает смену доминанты деятельности, переход от обмена стоимостей к обмену способностей, от распределительной к воспроизводственной системе, от ценностей общества потребления к поведению общества созидания;
в-пятых, следовательно, меняются стереотипы принятия решений и хозяйственного поведения. Вспомним классический индустриализм. Тогда часть дохода капитализировалась, направлялась на расширение воспроизводства и удовлетворение, тем самым чужих потребностей через процесс купли-продажи. Позже начал использоваться капитал заемный. Затем инвестиционный цикл стал открываться под «кредитную линию». Наконец, сами потребности перестали выступать чем-то фиксированным, активно формируясь направленным маркетингом. Целью оказалось не потребление дохода, а расширение экономической власти (легко трансформируемой в социальную и идеологическую).
Основание хозяйственной конъюнктуры — принцип возмездности, реализуемый через стоимостную эквивалентность, механизмы распределения, социальную справедливость. Принцип возмездности — конституирующая особенность хозяйственных отношений, которая даже по мере изживания индустриализма не уничтожается полностью, а снимается, уходит в основание новых способов производства и обмена. Развитие стоимостной эквивалентности и ее механизма — бирж — превращает возмездность в системообразующий стержень хозяйственной конъюнктуры. На ее основе формируются представления о нормативности равенства юридического (перед зако-ном), социального (ликвидация наследственных привилегий), политического (выравнивание возможностей всех групп участвовать в политической жизни), нравственного (моральный императив) и даже интеллектуального (равнодоступность знаний и развития  логико-мыслительного аппарата).
Наблюдаемые ныне сегментирование и индивидуализация производства отрицают вообще рынок классического типа: осуществляется ориентация на заранее известную группу потребителей и ее вкусы и запросы. В том же направлении действует появление акционерных обществ, расширение духовного производства, преодоление эквивалентностью формы стоимости. Так, акционирование становится естественной разновидностью глобального процесса социализации деятельности и объединения собственности, позволяющего продуктивно использовать дополнительную производственную силу, возникающую при разделении и кооперации труда. Духовное производство и при доминировании стоимостных форм подчинено им лишь внешне, по существу определяясь собственными закономерностями творчества. Продукт духовного производства уникален, тождественен своему творцу. Вообще качество товарности переходит с результата на процесс деятельности и в нем угасает: уже сейчас
деятельность специалистов «высоких технологий», менеджеров и ведущих ученых в странах-лидерах вознаграждается выше стоимости рабочей силы. И, вместе с тем, последствия их решений могут превосходить любые денежные суммы компенсации. Усиливается и тенденция к преодолению фрагмен-таризации и унификации труда, его обезличиванию.
Аналитиками выделяются такие виды конъюнктуры: 1) общехозяйственная глобальная; 2) общегосударственная; 3) региональная; 4) отраслевая; 5) рынка отдельного товара. Понятие конъюнктуры рынка отдельного товара используется для выявления и фиксации рыночных аспектов состояния, закономерностей и перспектив производства и реализации товара. Для всех макроэкономических конъюнктур особое значение имеет категория «ложной социальной стоимости», которая непосредственно воплощает ту часть рыночной стоимости, что не имеет в своем основании действительных затрат труда в данной отрасли (регионе). Но ложной социальной стоимостью становится и рыночная стоимость единицы товарной массы, регулируемая индивидуальной стоимостью товара, произведенного не в средних, а в крайних условиях, и, прежде всего, когда она больше действительной средней производительности труда в отрасли (регионе). Тогда равенство предложения с наличным спросом оказывается сугубо формальным. Монополизм производителя и малая товарность продукта в состоянии сделать подобную ситуацию достаточно частой.
Изучение конъюнктуры рынка отдельного товара в первую очередь включает: анализ научных исследований и разработок; достижение определенности в вопросах внутреннего и зарубежного патентования; инвестиционный маркетинг; производство и сбыт продукции на внутренних и внешних рынках; отслеживание деятельности ведущих промышленных фирм; специализацию и кооперирование в сфере производства и сбыта; реализацию и приобретение лицензий; анализ тенденций ценообразования и оптимизации ассортимента; определение перспективы развития. Особенно важно знание процедур получения необходимой информации и обновления источников ее добычи. Реализация хозяйственной конъюнктуры осу-, ществляется посредством таких форм, как чистая конкуренция (структура, при которой на рынке представлено много производителей однородного продукта, а прочие производители могут свободно выходить на рынок), чистая монополия (товар предлагается единственным производителем, диктующим цену и блокирующим появление прочих), монополистическая конкуренция (большое число производителей дифференцированных продуктов), олигополия (небольшое количество крупных производителей однородных и дифференцированных продуктов, продаваемых по взаимозависимым ценам и объемам продаж, а вхождение в рынок для других производителей затруднено) и монопсония (одному покупателю противостоят многочисленные производители и продавцы продукции). Причем ныне предельные варианты чистой монополии или совершенной конкуренции становятся все более экзотичными. Тенденции реализации конъюнктуры все чаще задаются смешением черт монополии и конкуренции, повышением роли саморазворачивающихся процессов регулирования. Основанием для выводов о перспективах хозяйственной конъюнктуры выступают циклы развития экономики.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить