Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Совокупный спрос

Совокупный спрос
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Совокупный спрос


Совокупный спрос (aggregate demand — AD) представляет собой агрегированный экономический показатель, который характеризует общий объем товаров и услуг, на который предъявляется спрос при различных уровнях цен. Иначе говоря, совокупный спрос характеризует различные объемы конечных товаров и услуг (то есть реальный объем национального производства), которые планируют и желают приобрести отдельные граждане, домашние хозяйства (хаусхолды),предприниматели, правительство и иностранные покупатели в данной стране в течение определенного периода времени при любом возможном уровне цен.
В современной экономической теории существуют два основных подхода к определению величины совокупного спроса. Во-первых, совокупный спрос можно определить в, виде суммарного (совокупного) уровня денежных расходов всех субъектов хозяйственной деятельности на элементы реального валового Национального продукта (ВНП) при соответствующем уровне цен, то есть путем суммирования расходов отдельных людей и домашних хозяйств на покупку .товаров и услуг потребительского назначения (С), и расходов предпринимателей на приобретение инвестиционных товаров (машин, оборудования и т. п., а также расходов на прирост запасов) (/), расходов правительства на покупку товаров и услуг (G). Кроме этого, в величину совокупного спроса входит еще один элемент, который не оплачивается прямо отечественными потребителями. Это — экспорт, то есть товары или услуги, произведенные в данной стране, но приобретенные иностранцами. Вместе с тем отечественные потребители покупают не только товары и услуги, произведенные в данной стране, но и импортные. Отсюда следует, что экспорт увеличивает совокупный спрос, а импорт — уменьшает. По этой причине в величину совокупного спроса включается четвертый элемент — стоимость чистого экспорта (Хn) — то есть разница стоимости ввозимых и вывозимых товаров. Эта величина представляет собой разницу между совокупным экспортом и совокупным импортом за год. Когда экспорт больше импорта, то чистый экспорт положителен и он увеличивает величину совокупного спроса, а если импорт больше экспорта, то величина чистого экспорта принимает отрицательное значение и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. Таким образом, в обобщенном виде совокупный спрос может быть представлен следующим образом:

где     AD— величина совокупного спроса,
С   — расходы потребителей,
I    — расходы фирм на производственные инвестиции,
G   — правительственные закупки,
Хn — расходы на чистый экспорт.
Другой подход заключается в том, чтобы представить совокупный спрос в виде количества денег в обращении (М), умноженного на скорость их обращения (V). Скорость обращения денег показывает, что одна и та же денежная единица может быть потрачена несколько раз на покупку товаров и услуг, то есть несколько раз переходит из рук в руки при обслуживании сделок купли-продажи. Эту скорость можно определить, разделив величину ВНП на величину денежной массы в обращении в течение того периода времени, для которого рассчитывался ВНП.
При таком подходе совокупный спрос можно представить в виде следующего выражения:

Данная методика расчета совокупного спроса показывает, что его величина прямо пропорциональна и объему общей денежной массы в обращении, и скорости денежного обращения. Иначе говоря, увеличение М и V будет приводить к увеличению совокупного спроса, а уменьшение М к V будет свидетельствовать о его сокращении. В первом случае совокупные денежные расходы на приобретение товаров и услуг будут повышаться, а во втором — снижаться.
Многие экономисты — они известны как монетаристы — утверждают, что увеличение совокупного спроса обусловлено прежде всего увеличением денежной массы в обращении, поскольку скорость обращения денег, по их мнению, довольно постоянна. Это приводит к росту среднего уровня цен в стране, то есть к инфляции. Монетаристы считают, что инфляция происходит в тех случаях, когда правительство разрешает денежной массе расти более высокими темпами, чем предложению товаров и услуг. Иначе говоря, они утверждают, что феномен инфляции порождается тем, что денежной массе позволили расти слишком быстро.
Важно отметить, что оба подхода к совокупному спросу просто отражают две разные точки зрения на один и тот же предмет. Поскольку по определению и C + I+G + Xn = AD, и MxV = AD, то есть эквивалентны друг другу, то это тождество символически можно представить следующим образом:

Как это будет показано в последующих разделах курса, правительство может оказывать влияние на совокупный спрос, проводя фискальную или монетарную политику. В этом случае, осуществляя бюджетную и налоговую политику, правительство влияет на совокупный спрос путем воздействия На переменные С, I и G, то есть компоненты левой части тождества; проводя денежно-кредитную политику, правительство может влиять на совокупный спрос путем воздействия на переменные М и V, то есть компоненты правой части тождества.
Модель совокупного спроса может быть представлена графически в виде прямой AD (рис. 1).

Принцип построения кривой AD аналогичен принципу построения кривой спроса на рынке отдельного товара: в выбранный момент времени находят количество товаров и услуг, на которые предъявляется совокупный спрос при каждом уровне цен. Затем откладываются соответствующие точки в координатной плоскости и соединяются между собой. Полученная кривая и будет представлять собой кривую совокупного спроса, или кривую AD.
Обратите внимание на показатели, которые откладываются на рис. 1 на осях абсцисс и ординат.
По оси абсцисс мы откладываем значения реального объема производства товаров и услуг в стране, для характеристики которого используем показатель реального ВНП. Напомним, что реальный ВНП измеряет объем производства в стране за определенный промежуток времени (обычно за год) в постоянных ценах (или, что то же самое, в сопоставимых или неизменных ценах какого-то определенного года, например, в ценах 1982 г.). С помощью показателя реального ВНП измеряется объем продукции в данном году, выраженный в ценах, которые преобладали в базовом году (в данном случае в ценах 1982 г.). Иначе говоря, показатель реального ВНП — это показатель ВНП, скорректированный с поправкой на инфляцию (то есть повышение цен) или дефляцию (то есть понижение цен). Номинальный ВНП позволяет определить объем национального производства текущего года, который выражен в ценах, которые преобладали в данном году.
Сравнение показателей ВНП, выраженного в текущих ценах и измеренного в неизменных ценах, дает нам возможность определить различие между .теми изменениями в номинальном ВНП, которые были обусловлены действительно имевшими место сдвигами в национальном производстве (то есть увеличение или уменьшение выпуска продукции в натуральном, физическом выражении), и теми изменениями, причиной которых послужили сдвиги в ценах (то есть которые были обусловлены повышением или понижением цен). Отсюда следует, что необходимо проводить различие между показателями реального и номинального ВНП.
По оси ординат мы откладываем уровень цен на товары и услуги, формирующие ВНП определенного года, то есть средневзвешенный индекс цен, который включает цены всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны в данном периоде. Дай"ный уровень, или индекс цен, получил в экономической литературе название «дефлятор ВНП». Он позволяет определить, сколько стоил бы текущий объем товаров и услуг, если бы в данном году сохранились бы цены какого-то базового года (1982 г.). Дефлятор ВНП устанавливает, таким образом, взаимосвязь между реальным и номинальным ВНП. Эту связь можно выразить следующей формулой:

или более точно:

Таким образом, дефлятор ВНП, или индекс цен 'ВНП, может быть использован для того, чтобы инфли-ровать (то есть повысить денежное, например, долларовое, выражение ВНП с учетом динамики цен на конечные товары и услуги) или дефлировать (то есть понизить денежное выражение ВНП с учетом динамики цен) показатель номинального ВНП. В результате такой операции мы получим ВНП для каждого года в реальном   выражении,   то   есть   получим   ВНП   в неизменных ценах базового года. Итак,

А зная величину реального ВНП и величину дефлятора ВНП, можно легко найти и величину номинального ВНП:

Следовательно, кривая совокупного спроса есть не что иное как геометрическое место точек, характеризующих величину номинального ВНП при различных уровнях цен.
При анализе кривой AD очень важное значение имеет определение характера и наклона кривой совокупного спроса. Как видно из рис. 1, кривая AD имеет нисходящий характер, или отрицательный наклон. Она иллюстрирует обратную зависимость между величиной реального ВНП и уровнем цен на товары и услуги. Это означает, что рост уровня цен в стране приводит к сокращению в объемах потребления, инвестиций, правительственных расходов, расходов на чистый экспорт, то есть к уменьшению всех компонентов, характеризующих реальный совокупный спрос. Наоборот, снижение уровня цен на конечные товары и услуги, при прочих равных условиях, увеличивает объем совокупного спроса и, соответственно, объем реального ВНП. Итак, кривая совокупного спроса отражает обратную зависимость между планируемыми и желаемыми расходами всех хозяйствующих субъектов на приобретение конечных товаров и услуг и средним уровнем цен на них в масштабах национальной экономики.
Кривая совокупного спроса, как видим, похожа на рыночную кривую спроса, которую мы широко использовали на уровне микроэкономики для характеристики отдельных товарных рынков. Общность между ними состоит в том, что и кривая спроса на рынке отдельного товара, и кривая совокупного спроса имеют нисходящий характер и отрицательный наклон, и обе кривые отражают обратную зависимость между объемом спроса и уровнем цен. Однако между этими кривыми имеются и существенные различия, о которых необходимо сказать подробнее. Во-первых, рыночная кривая спроса отражает изменения в объеме спроса на какой-либо товар, которые обусловлены изменениями в уровне цен на данный товар, предполагая, что цены на остальные товары остаются неизменными. Кривая же совокупного спроса отражает движение экономики вдоль кривой совокупного спроса в ответ на изменения в ценах на один товар или на все товары, которые приводят к увеличению или уменьшению общего уровня цен.
Во-вторых, рыночная кривая спроса отражает тот факт, что номинальный (денежный) доход потребителей остается неизменным на протяжении всей кривой спроса. Кривая же совокупного спроса отражает тот факт, что движение вдоль кривой совокупного спроса в ответ на изменение общего уровня цен может приводить к изменению номинального дохода (номинального ВНП).
Еще один штрих к характеристике кривой совокупного спроса. В экономической теории обычно считается, что кривая совокупного спроса имеет неэластичный характер. Эластичность совокупного спроса — это степень реакции совокупного спроса в ответ на изменения общего уровня цен, выраженное в процентах. Неэластичный совокупный спрос означает, что процентное изменение в уровне цен будет вызывать меньшее процентное изменение в уровне реальных расходов и, соответственно, в уровне совокупного спроса. Например, если уровень цен на конечные товары и услуги повышается, то процентный рост в уровне цен будет вызывать меньшее процентное уменьшение в уровне реальных расходов. В результате этого номинальный совокупный спрос, определяемый как реальный совокупный спрос, умноженный на уровень цен, будет возрастать по мере движения вдоль кривой А вверх справа налево. Так, движение от точки А к точке В на рис. 1 будет приводить к сокращению реальных расходов, реального совокупного спроса с 1,5 млрд. долл. в точке А до 0,75 млрд. долл. в точке В в результате роста цен на товары и услуги с 50% до 100%. В то же время номинальный, совокупный спрос возрастает с 0,75 млрд. долл. в точке А (1,5 млрд. долл. х 0,5 = 0,75 млрд. долл.) до 1,125 млрд. долл. в точке В (0,75 млрд. долл. х 1,5 = 1,125 млрд. долл.). И только в том случае когда кривая AD будет иметь единичную эластичность, величина Номинального ВНП и, соответственно, номинального совокупного спроса будет оставаться постоянной в любой точке кривой совокупного спроса при любых изменениях реального ВНП, вызванных изменениями общего уровня цен.
Итак, двигаясь по кривой AD вверх, мы наблюдаем повышение уровня цен. Однако более высокие цены, которые уплачены покупателями за товары и услуги, превращаются в более высокие доходы собственников экономических ресурсов или факторов производства, а это означает возрастание их заработной платы, ренты, прибыли и процента. Поэтому увеличение уровня цен не обязательно означает уменьшение общего номинального (денежного) дохода общества.
Кривая совокупного спроса, как показано на рис. 1, имеет падающий характер, то есть отклоняется вниз и вправо. В связи с этим возникает вопрос: какие факторы или какие причины обусловливают именно такую траекторию кривой AD? Когда мы анализировали кривую спроса на отдельный товар, мы объясняли ее отрицательный наклон двумя эффектами — эффектом дохода и эффектом замещения. Напомним, что когда цена на какой-либо товар снижается, то при постоянном денежном (номинальном) доходе потребителя он может приобрести большее количество данного товара, поскольку покупательная способность его дохода возрастает. В этом проявляется эффект дохода. Кроме этого, когда цена на данный товар снижается, то, при прочих равных условиях, потребитель готов купить большее количество данного товара, так как этот товар становится относительно дешевле по сравнению с другими Товарами и потребитель замещает этим более дешевым товаром другие товары из своего потребительского набора, которые стали теперь относительно более дорогими/ В этом проявляется действие эффекта замещения.
Однако данные эффекты неприменимы, когда мы анализируем характер кривой совокупного спроса, поскольку при движении вдоль кривой совокупного спроса вниз уровень цен на товары и услуги снижается, а кроме того изменяются и совокупные доходы покупателей. Следовательно, на отклонение кривой AD вниз и вправо действуют другие факторы. К. Мак-коннелл и С. Брю в своем фундаментальном учебнике «Экономикс» объясняют нисходящий характер кривой совокупного спроса действием трех эффектов:
1) эффектом процентной ставки;
2)  эффектом  богатства,   или  эффектом реальных кассовых остатков;
3)  эффектом импортных закупок.
Эффект процентной ставки проявляется в том, что когда повышается уровень цен в стране, то при условии, что объем денежной массы в стране остается постоянным, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок, предпринимателям требуется больше денег для выплаты заработной платы работникам, на покупку других факторов производства. Следовательно, при неизменном объеме денежной, массы повышается спрос на деньги, а увеличение последнего приводит к повышению процентной ставки, которая, как известно, является платой за пользование деньгами. В свою очередь, возросшие процентные ставки приводят к уменьшению расходов на потребительские и инвестиционные товары, что вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта. Наоборот, снижение цен в стране будет приводить к уменьшению процентной ставки и увеличивать расходы на потребительские и инвестиционные товары и увеличивать объем совокупного спроса.
Действие эффекта богатства проявляется в том, что в результате роста цен снижается реальная стоимость или покупательная способность личных сбережений населения, хранящихся в виде наличных денег, или вкладов на банковских счетах, или в финансовых активах с фиксированной номинальной стоимостью, например, в облигациях. Вспомним 1992 г., когда началось обвальное повышение цен практически на все товары. Если вы имели облигацию целевого займа номинальной стоимостью в 10 000руб., а уровень роста цен или темп инфляции был равен 20% в месяц, то можно определить покупательную способность реального богатства, представленного в этой облигации через один год. Для этого надо найти современную стоимость PV, которая будет равнозначна будущей стоимости: FV = 10 000 руб.

где i     — темп инфляции, п    — число месяцев.

Следовательно, через год покупательная способность 10000руб. будет равна покупательной способности сегодняшних 1 121,1 руб., то есть деньги обесценились и ваши финансовые активы уменьшились в 8,92 раза. Вы стали беднее в 9 раз, и поэтому, вероятнее всего, вы сократите свои потребительские расходы. Итак, уменьшение реального богатства (реальных кассовых остатков) приводит к сокращению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном наклоне кривой AD. Наоборот, при снижении цен реальная стоимость или покупательная способность финансовых активов населения возрастет. Поэтому вполне вероятно предположить, что реальное потребление будет возрастать в ответ на повышение цен, что выразится в движении вдоль кривой совокупного спроса.
Третий эффект — эффект импортных закупок — проявляется в том, что рост цен внутри страны приводит к изменению курса национальной валюты по отношению к другим валютам; отечественные товары и услуги становятся дороже для иностранных покупателей, а иностранные товары и услуги становятся дешевле на внутреннем рынке. В результате спрос на товары и услуги, произведенные внутри страны, будет сокращаться, что выразится в движении вверх вдоль кривой AD. Наоборот, снижение цен на внутреннем рынке приведет к обратным результатам. В итоге импорт сократится, экспорт возрастет и тем самым увеличится чистый экспорт в совокупном спросе данной страны.
Однако есть еще один эффект, который помогает объяснить нисходящий характер кривой AD, — это эффект правительственных закупок. Необходимо отметить, что правительственные расходы на покупку товаров и услуг являются важным компонентом совокупного спроса. Они формируются или планируются в номинальном выражении, то есть в текущих ценах. В связи с этим рост цен в стране будет сокращать реальные закупки товаров и услуг государством. И, наоборот, снижение цен будет увеличивать государственные расходы на покупку товаров и услуг, что будет отражаться в движении вниз вдоль кривой совокупного спроса.
Таким образом, все компоненты, формирующие совокупный спрос, находятся в обратной зависимости от среднего уровня цен. Именно этим определяется отрицательный наклон кривой совокупного спроса.
На динамику потребляемого (покупаемого) ВНП оказывают влияние не только ценовые факторы, действие которых реализуется через изменение в объеме совокупного спроса на товары и услуги и графически выражается в движении вверх или вниз (от точки А к точке В на рис. 1 и обратно) вдоль кривой AD, но и неценовые факторы, которые вызывают изменения в совокупном спросе и приводят к смещению кривой совокупного спроса влево или вправо.
Неценовые факторы совокупного спроса весьма многообразны.
Во-первых,  это изменения в потребительских расходах, которые, в свою очередь, зависят от благосостояния потребителя, ожиданий потребителя, задолженности потребителя, налогов.
Во-вторых, это изменения в инвестиционных расходах предпринимателей, на которые влияет динамика процентной ставки, ожидаемой нормы прибыли на вложенный капитал, уровень налогов на предпринимателей, развитие технологии, степень использования (степень загруженности) производственных мощностей.
В-третьих, это изменения в государственных расходах, которые, как правило, вызываются политическими решениями.
В-четвертых, это расходы на чистый экспорт, которые зависят от динамики национального дохода в других странах и от валютного курса национальной денежной единицы.
Все эти неценовые детерминанты так или иначе влияют на реальный объем национального продукта, который могут купить потребители, фирмы, правительство и зарубежные покупатели при данном уровне цен.
Увеличение расходов, обусловленное действием одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса, будет смещать кривую AD вправо и будет говорить об увеличении совокупного спроса, то есть будет свидетельствовать о том, что экономические субъекты будут покупать больший объем ВНП, чем раньше, при различных уровнях цен. И наоборот, уменьшение расходов, обусловленное действием одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса, будет приводить к смещению кривой совокупного спроса влево и это будет означать уменьшение совокупного спроса. Уменьшение совокупного спроса показывает, что экономические субъекты будут покупать меньший объем ВНП, чем прежде, при различных уровнях цен. Эти сдвиги кривой AD показаны на рис. 2.

Например, если возрастают ставки подоходного налога с физических лиц, то это будет уменьшать чистый доход потребителей, что, вероятнее всего, вызовет сокращение потребительских расходов и сместит кривую совокупного спроса влево — от AD к AD2. Наоборот, сокращение налогов приведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо — от AD к AD1
Другой пример: научно-техническая революция вызывает необходимость использования новых технологических процессов. Новые технологии вызывают увеличение инвестиционных расходов и тем самым увеличивают совокупный спрос, что проявляется в сдвиге кривой совокупного спроса вправо — от AD к AD1.
Наоборот, наличие незагруженных производственных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, скорее всего, приведет к снижению инвестиционного спроса и поэтому уменьшит совокупный спрос, что проявится в движении кривой совокупного спроса влево — от AD к  AD2.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить