Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Внешние эффекты и общественные товары

Внешние эффекты и общественные товары
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Внешние  эффекты  и   общественные товары


Одной из важнейших функций рыночного механизма является, как известно, передача информации об альтернативных издержках производства товаров и услуг. Рынок делает это с помощью цен. Равновесная цена, установившаяся на уровне сбалансированного спроса и предложения, отражает степень альтернативных возможностей участников обмена, в противном случае они используют свои ресурсы в другом месте.
Могут, однако, возникнуть ситуации, когда издержки или выгоды от производства и потребления не находят полного отражения в ценах, а создают некие побочные эффекты, воздействующие на третью сторону, не участвующую в обмене.
Такие воздействия носят название внешних эффектов.
Классический пример внешнего эффекта — экологическое загрязнение. Предположим, металлургический завод, сжигающий кокс в доменных печах, затрачивает на производство 1 тонны стали 100 долл. Эти издержки складываются из затрат топлива, энергии, оборудования, выплаты заработной платы, погашения процентов по кредитам и т. п. Они являются внутренними издержками предприятия и находят отражение в цене в качестве альтернативных . возможностей, упущенных при использовании данных ресурсов в другом производстве. Рыночная цена должна таким образом отразить, по крайней мере, эти внутренние издержки, т. е. быть не менее 100 долл. за тонну.
Однако подлинные издержки производства стали этим не исчерпываются. Ее производство связано с выбросом в окружающую среду значительных количеств сажи, сернистых газов и других вредных выделений. Эти эффекты будут внешними издержками производства стали, поскольку воздействуют на людей, не являющихся ни ее продавцами или покупателями, ни участниками процесса ее выплавки. Внешние издержки будут составлять часть альтернативных затрат, поскольку отражают ущерб, причиненный загрязнением: гибель деревьев, разрушение зданий и памятников, заболевания людей, не работающих на данном предприятии. Однако эти издержки не отражаются в цене продукции, которая остается на уровне внутренних затрат. По сути, такая цена несет искаженную информацию, поскольку позволяет считать, что производство тонны стали обходится дешевле, чем это есть на самом деле. В свою очередь, это влечет за собой ослабление стимулов в поисках более дешевых заменителей стали, привлечение в производство стального лома, применение металло-сберегающих технологий.
Наряду с внешними издержками, могут возникать и внешние выгоды для третьей стороны. Владелец пасеки оказывает побочную услугу владельцу соседнего фруктового сада, поскольку пчелы опыляют деревья и тем самым увеличивают урожай фруктов. Более высокий уровень образования в стране не только приносит выгоду тем, кто его непосредственно получает, но и дает побочные положительные эффекты: снижение уровня преступности, понижение безработицы, а следовательно, расходов на программы поддержания занятости.
Рыночные цены, как правило, не отражают эти побочные эффекты, превышая полные альтернативные затраты на производство меда и получение образования.
Определенные шаги в направлении учета внешних эффектов можно сделать и в рамках рыночных структур, основанных на частной инициативе. Собственники могут заключать между собой контракты, распределяя выгоды и потери от этих эффектов. Так, пасечник и владелец фруктового сада могут договориться о том, что первый будет за определенную плату либо за скидку в цене на фрукты открывать ульи в период цветения.
В значительном количестве случаев внешние эффекты трудно уловимы на уровне частной инициативы, и требуется корректировка со стороны государственных и общественных структур. Так, в случае загрязнения окружающей среды государственные органы могут под угрозой штрафов потребовать установить газо- и пылеуловители. Можно также обложить производство специальным налогом, сделав стоимость продукции равной полным альтернативным издержкам, а полученные суммы использовать для компенсации последствий загрязнений. Общественный сектор и его институты должны таким образом выполнять функцию измерения внешних эффектов и перераспределения доходов, которую не в состоянии выполнять традиционный рыночный механизм.
Другая причина активного участия общественных структур в экономической жизни заключается в существовании товаров и услуг коллективного пользования или так называемых общественных товаров.
Особенностью этих благ является их неисключае-мость из потребления и относительно равномерное потребление всеми членами общества или коллектива без дополнительных затрат.
Примером такого типа благ может быть свет маяка, которым пользуются все без исключения корабли, входящие в гавань. Невозможно отстранить кого-либо от пользования этой услугой на том, например, основании, что он за нее не заплатил. В то же время появление каждого нового корабля не требует дополнительных затрат для выполнения меьяком своих функций. Услуги маяка поэтому не могут выступать на рынке как обычный товар, цена которого складывается на основе спроса и предложения.
Теми же особенностями отличаются услуги национальной обороны, охраны общественного порядка, государственного управления и т. п.
Затраты на все виды деятельности такого рода призвано покрывать государство, направляя сюда через бюджет необходимые средства. Граждане же должны платить за них поровну, внося свои платежи в бюджет в виде налогов.
Наряду с чисто общественными товарами могут существовать смешанные общественные товары, особенностью которых является частичная неисключае-мость из потребления.
Услугами национального парка люди могут пользоваться индивидуально, купив билет и наслаждаясь красотами природы и чистым воздухом. Но те, кто живет поблизости, могут пользоваться этими благами бесплатно, поскольку исключить их из этого пользования невозможно, как и отстранить от удобств более развитой инфраструктуры этого района (удобные дороги, большое количество транспорта, развитая система обслуживания). То же можно сказать об услугах почты,   свободных радио-   и  телевизионных вещаниях.
Подобного рода услуги могут оказывать и предприятия частного сектора, но в значительной мере они являются продукцией общественного сектора экономики, поскольку неисключаемость из потребления делает их доступными независимо от оплаты, что неприемлемо для фирм, цель которых — максимизация прибыли.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить