Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Монополистическая конкуренция


Монополистическая конкуренция — наиболее распространенный тип рынка. Он аналогичен совершенной конкуренции в том смысле, что на нем также много фирм, исключается полный контроль и проникновение на рынок новых фирм не является сложным.
Однако монополистическая конкуренция отличается от совершенно конкурентного рынка тем, что фирмы производят разнообразную продукцию; продукт каждой фирмы специфичен, отличается по качеству, оформлению, имеет фирменную марку товара как нечто отличное от товаров других фирм. В этих условиях потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них, если его не устраивает высокая цена товара.
Таким образом, механизм монополистической конкуренции характеризуется следующими чертами: во-первых, высокой конкурентностью рынка. Фирмы продают дифференцированные продукты с высокой нормой замещения одного другим; чем выше дифференциация товаров, тем больше у фирмы возможности поднять цену выше средних издержек и получить экономическую прибыль; во-вторых, несложностью входа на рынок и выхода из него. Новым фирмам несложно вступить в отрасль со своими фирменными марками, вследствие чего происходит рост фирм-конкурентов, которым не требуются значительные капитальные вложения и развитие крупного производства.
Результатом роста фирм является увеличение эластичности спроса, снижение цены и возможности получения прибыли.
Примерами монополистической конкуренции являются рынки стиральных порошков, мыла, спортивной обуви и одежды, дезодорантов, кремов для бритья, безалкогольных напитков, кофе и т. д.
Модель поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции совмещает в себе совершенно конкурентные и монополистические начала. Как монополист, монополистически конкурирующая фирма выбирает цену, при которой будет выпускаться необходимое количество продукции. Поскольку каждая фирма имеет своих потребителей, предпочитающих ее продукцию всем другим фирмам, она может незначительно поднять цены без риска потерять покупателей. При этом кривая спроса носит убывающий характер. Монополистически конкурирующая фирма делит рынок сбыта с другими фирмами, и в этом ее поведение аналогично совершенной конкуренции.
Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции определяется стремлением фирмы максимизировать прибыль или минимизировать убытки. Фирма в краткосрочном периоде будет выбирать цену и объем выпуска, которые максимизируют прибыль, исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек (рис. 7).
На рис. 7 показано краткосрочное равновесие в условиях монополистической конкуренции и изображены кривые спроса, предельного дохода, средних валовых и предельных издержек фирмы. Данная ситуация сходна с совершенной конкуренцией. Поскольку продукция фирмы уникальна и отличается от товаров ее конкурентов, то кривая спроса фирмы имеет наклон вниз. Но спрос на продукцию фирмы не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Объем производства Q0, максимизирующий прибыль, находится в точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек и достигается при цене Р0- Фирма в данном случае получает экономическую прибыль, так как цена РО превышает средние валовые издержки (Р>АС), а величина прибыли равна заштри-хованому прямоугольнику. Если цена меньше средних валовых издержек, то фирма имеет убытки (рис. 8). Наименьшие убытки фирма несет при цене Р1 и выпуске Q1.

В условиях монрполистической конкуренции убытки и экономическая прибыль — явления не постоянные. Убытки приведут к выходу фирм из отрасли, прибыль же станет стимулом вступления новых фирм в отрасль. Появление новых фирм увеличит производство, усилит конкуренцию, снизит спрос, при этом средние валовые издержки возрастут, и график спроса сместится влево. Кривая спроса будет смещаться до тех пор, пока фирмы получают прибыль и привлекают в отрасль новых конкурентов.
В результате сокращения спроса прибыль фирмы снизится до нуля, а кривая спроса и кривая средних валовых издержек пересекутся — это состояние характеризует долгосрочное равновесие (рис. 9).
Максимизация прибыли, как видно из графика, достигается при объеме производства продукции Q1, цене Р1 и нулевой прибыли (Р = АС). Цена Р покрывает издержки на производство единицы продукции при выпуске Q1, для которого MR = МС. Таким образом, конкуренция и вступление на рынок новых фирм привели к нулевой прибыли.

Главной задачей долгосрочного равновесия является безубыточность фирмы, т. е. получение нормальной прибыли. Однако в реальной действительности, если какая-либо фирма имеет хотя бы небольшие, но стабильные конкурентные преимущества, она может получать экономическую прибыль даже в долговременном периоде.
Известно, что рыночный механизм наиболее эффективно функционирует при условии равенства цены, предельных издержек и средних валовых издержек: Р = МС = АС. Рыночный механизм монополистической конкуренции в этом смысле недостаточно эффективен, так как производство продукции Qi не достигает величины Qa, где средние валовые издержки минимальны (рис. 9), фирма не полностью использует свои производственные мощности. Равновесная цена превышает предельные издержки (Р>МС), это означает, что цена, дополнительной единицы продукции превышает издержки на ее производство, т. е. фирма нерационально использует ресурсы. Однако неэффективность рыночного механизма монополистической конкуренции компенсируется широким ассортиментом продукции, который отражает индивидуальные потребности покупателей.
Особенностью поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции является воздействие на спрос не через цены, а методами неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция — это способ формирования потребительского спроса и способ борьбы за покупателя. Она, как правило, ведется на основе технического превосходства, эффективных методов реализации продукта, улучшения потребительских свойств и надежности, расширения круга предоставляемых услуг и гарантий покупателям, включая и послепродажное обслуживание.
Некоторые фирмы практикуют прием отслужившего свой век товара в качестве первого взноса в уплату за новый товар.
Важную роль в неценовой конкуренции играет реклама, позволяющая фирме завоевывать потребителя и закреплять его потребительские предпочтения за продукцией фирмы. Реклама формирует новые потребности покупателей, информирует их о характере, качестве и способах эффективного потребления выпускаемой продукции.
В целом неценовая конкуренция стимулирует ускорение технологических нововведений и улучшение потребительских качеств товаров, от чего выигрывают покупатель и экономика.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить