Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Концепция эластичности

Концепция эластичности
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Концепция эластичности


Выше была выяснена сущность законов спроса и предложения, которая отражает взаимосвязь между ценой и объемом спрашиваемого и предлагаемого товара. Однако степень реакции потребителя или производителя на изменение цены различна. Рассмотрим эластичность спроса по цене. Она отражает относительную чуткость потребителя к изменению цены или способность одной экономической переменной (объема) реагировать на изменение другой (цены). Данная зависимость выражается^ не через абсолютные, а относительные величины, т. е. через отношения процентных изменений спроса к процентному изменению цены. Коэффициент эластичности можно записать в следующем виде:

где         коэффициент эластичности спроса по цене;
изменение спроса по сравнению с первоначальным;
изменение цены по сравнению с первоначальной.
Для   определения   средней   точки   эластичности используют формулу:

Например, если цена товара возрастет со 100 единиц до 400, а спрос уменьшится с 10 000 до 7 500 единиц, то коэффициент эластичности составит:

Это значит, что при изменении цены товара на 1% спрос изменится на 0,23%.
Эластичным называют спрос, при котором   т. е. спрос изменяется (растет или падает) быстрее, чем изменяется цена (рис. На). Неэластичный, или жесткий,   спрос   т. е. спрос изменяется медленнее изменения цены (рис. 116). Если процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены, то   т. е. спрос с единичной эластичностью (рис. 11в).

Различают два крайних случая эластичности — совершенно эластичный спрос   (рис. 12а) и совершенно неэластичный спрос (рис. 126).


Эластичность спроса на его кривой не постоянна для всех интервалов цен и величин спроса. Эластичность уменьшается по мере движения вниз по кривой спроса.
Данное правило объясняется тем, что в верхнем углу процентное изменение количества спрашиваемой продукции велико, тогда как изменение цены представляет величину относительно незначительную. В нижнем правом углу ситуация рбратная      (рис. 13).

Факторы эластичности спроса:
1.  Наличие товаров-субститутов. Чем больше товаров-заменителей, тем эластичней спрос на данный товар. Спрос на товар, не имеющий заменителя,— неэластичен.
2.  Спрос на комплементарные товары менее эластичен, ибо они — менее важный компонент в парной группе товаров (масло для автомобильного двигателя).
3.  Спрос на товар одной фирмы более эластичен, чем на товар вообще (при подорожании сигарет «Рот-манс» курильщик переключится на «Марльборо»).
4.  Временной фактор — спрос на коротких временных отрезках менее эластичен,  чем на длительных, когда потребитель сможет приспособиться к изменению   цены   (резкий   скачок   цен   на   бензин   лишь незначительно    уменьшит    поездки   автомобилиста. Только в перспективе возможна покупка автомобиля с более экономичным двигателем).
Эластичность по доходу — это отношение процентного изменения величины спроса на товары и услуги к процентному изменению доходов потребит телей

где  Y1— первоначальный доход;
Y2 — изменившийся доход.
При выяснении численного значения эластичности цо доходу важное значение имеет разграничение товаров на две группы:
1.  Нормальные товары, когда повышение дохода ведет к увеличению спроса. Поскольку доход и спрос изменяются   в  одном   направлении,   эластичность   в этом случае будет положительной.
2.  Продукты питания (в «экономике» их принято называть товарами низшего качества), когда увеличение дохода ведет к уменьшению спроса. Поскольку доход и спрос изменяются  в  противоположных направлениях, эластичность спроса на эти товары будет отрицательной. Понятие эластичности применимо и к предложению товаров. Эластичность предложения по ~цене выражает реакцию производителя на изменение цены. Это отношение процентного изменения величины предлагаемого товара к процентному изменению цены на данный товар. Формула средней точки для вычисления эластичности  предложения  аналогична приведенной выше формуле эластичности спроса с той разницей, что выражает объем предложения товаров:

Графическое  изображение  кривых эластичности предложения представлено на рисунке 14.

Совершенно эластичное и неэластичное предложения представляют собой крайние случаи, поэтому имеют скорее теоретическое, чем практическое значение. На эластичность предложения значительное влияние оказывает временной фактор. Предложение менее эластично   На   кратковременных   интервалах,   более эластично — на долговременных.
В кратчайшем периоде производитель не располагает достаточным временем для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Так, повышение цен на ранние овощи может принести фермеру моральное удовлетворение, но он не будет в состоянии тотчас увеличить предложение. В кратковременном периоде, применив интенсивные методы (биостимуляторы роста, более совершенную организацию труда), фермер сможет увеличить урожай и предложение. И лишь в долговременном периоде фермер сможет изменить структуру хозяйства, увеличить инвестиции и т. п., что даст возможность существенно увеличить объем производства и предложения на рынке.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить