Спрос
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Спрос

Субъекты рынка выходят на него либо для того, чтобы приобрести необходимые им товары, либо с целью продать последние. Отношения купли-продажи постоянно воспроизводятся. Желание купить определенное количество товаров или услуг зависит от возможностей потребителя, т. е. от того, подкреплено ли это желание его платежеспособностью. Следовательно, спрос — это платежеспособная потребность. И если у вас нет денег, то ваша потребность не имеет шанса быть удовлетворенной, спрос не проявится. Но и имея деньги, потребитель стремится купить товар подешевле. При этом он осознает интерес продавца, устремление которого — продать товар подороже. Поэтому потребитель готов заплатить за товар так называемую цену спроса — максимальную цену, выше которой спрос не состоится, ибо у покупателя исчерпана платежеспособность. Вместе с тем, между ценой и объемом спрашиваемого товара существует тесная взаимосвязь, которую раскрывает закон спроса. Его суть — обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар ( при прочих равных условиях). Чем выше цена, тем меньше благ купит потребитель, и наоборот, меньше цена — больше спрос. Зависимость между двумя переменными описывается кривой спроса. Она показывает то количество благ, которое покупатель, имея деньги, готов купить по некоторой цене.

Независимая переменная (цена) откладывается по оси ординат, зависимая (объем спроса) — по оси абсцисс. Кривая спроса обозначается буквой D (от англ, demand — спрос, потребитель), цена — Р (price — цена), объем — Q (quantity — количество).
Кривая спроса имеет отрицательный угол наклона, поскольку зависимость между ценой и объемом, как уже подчеркивалось выше, обратная. Закон спроса, описываемый его кривой, отражает также процесс убывания спроса по мере удовлетворения потребностей покупателя, ибо каждая последующая покупка идентичного товара, в соответствии с принципом убывающей полезности, принесет потребителю меньшую выгоду, чем предыдущая (вторую пару кроссовок вы купите в том случае, если она будет значительно дешевле первой).
Если составить таблицу, в которой представлен ряд объемов и ряд цен, и построить в соответствии с этим кривую спроса, то движение по этой кривой от одной точки к другой будет означать изменение величины спроса. Представим этот ряд и кривую, описывающую данную ситуацию (рис. 2):

Движение вдоль кривой D-D в ту или иную сторону означает изменения в количестве спрашиваемого товара в результате изменения цены (при прочих равных условиях), поэтому мы можем записать функцию спроса D = F(P). Но на спрос влияют и другие, неценовые факторы. Поэтому функция спроса — это функция, которая определяет спрос в зависимости от различных факторов, влияющих на него. Какие же это факторы?
1.  Изменение доходов потребителей [I] — доход.
2.  Изменения    ожиданий    потребителей    [W]    — ожидания.
3.  Изменение вкусов потребителей [Z} — вкусы.
4.  Цены   на   товары-субституты   (взаим,озаменя-ющие товары) [Рsub].
5.  Цены   на   комплементарные   товары   (взаимодополняющие товары) [Рcom].
6.  Изменения   в  количестве  покупателей   [N] — количество покупателей.
7.  Прочие факторы [В] — другие факторы.
Таким образом, спрос является функцией цены и всех перечисленных выше факторов:

Цена отделена от неценовых факторов точкой с запятой.   Неценовые   факторы   являются   причиной сдвига кривой спроса вправо или влево, что и будет иллюстрировать изменение спроса (в отличие от изменения величины спроса).
Изменение, например, в доходах потребителя скажется на изменении количества спрашиваемого товара. Доход увеличится (при прочих равных условиях), кривая спроса переместится в положение D1, уменьшится — в положение D2. Таким образом, из-тденение спроса означает изменение количества спрашиваемого товара вследствие влияния неценового фактора.
Рассмотрим кратко влияние других факторов. Ожидание повышения цен вызовет ажиотажный спрос на товары и услуги. Кривая переместится вправо-вверх.
Изменение вкусов под влиянием рекламы, например, будет иметь подобные же последствия.
Изменение цен на взаимозаменяющие товары приведет к росту спроса на одни товары и падению спроса на другие. Например, рост цен на говядину заставит уменьшить ее потребление, одновременно возрастет спрос на мясо птицы. Такую же реакцию вызовет повышение цен на сливочное масло: покупатель увеличит потребление маргарина. Однако есть и другие сочетания товаров, которые могут быть потреблены только вместе. Это взаимодополняющие товары. Они характеризуются тесным взаимодействием — рост цены одного товара приведет к падению спроса на другой, и наоборот, уменьшение цены одного товара сопровождается ростом спроса на другой (автомобили и бензин, бензин и автопокрышки). Наконец, изменение в количестве покупателей. Увеличение их сдвигает кривую спроса вправо, уменьшение — влево. Рост рождаемости, например, вызовет повышенный спрос на товары детского ассортимента, что вызовет соответствующее смещение кривой спроса.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить