Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Характер труда в условиях товарного производства

Характер труда в условиях товарного производства
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Характер труда в условиях товарного производства


Так как продукт, товар, ценность всегда заключают в себе двоякую определенность, выступают как нечто двойственное (благо и овеществленный труд, стоимость и потребительная стоимость), то и труд, производящий их, носит двойственный характер. А историческое развитие форм продукта неразрывно связано с развитием общественной формы труда. Исторически первой формой общественного труда был совместно-разделенный труд. Все члены общества участвовали в процессе труда, совместно добывали средства к жизни. Их труд с самого начала являлся совместным трудом, но каждый человек выполнял лишь часть этого труда. Следовательно, весь труд был разделен между индивидами. Однако это не разделение его на различные роды, виды (охоту, земледелие и т. д.), а разделение между индивидами одного и того же труда, например, охоты. Разделенность труда выступает      здесь      как      другая      характеристика совместности.   Раз   труд   совместный,   то   он   выполняется    несколькими    индивидами.    Следовательно, каждый  выполняет   лишь  часть  труда,   и   весь  труд оказывается   разделенным   между   его  участниками. Такой труд можно квалифицировать как  совместно-разделенный.  Он  и является  той  клеточкой,   из  которой   исторически   развиваются   как   общественное разделение   и   обособление   видов   труда,   так   и   его кооперирование   и   обобществление,   и т. д.   Именно вследствие непосредственного совпадения совместности и разделенности деятельность индивида 'приобретает    характер   общественно-человеческой    деятельности.   Если  животное относится  к  предмету  своей потребности непосредственно, то человек овладевает им    через    опосредствующее    отношение    к    другим людям. Это можно показать на примере первобытной охоты,   когда   одни   вспугивают   дичь,   а   другие   ее убивают.  «Вспугивание дичи загонщиком,  — писал А. Н. Леонтьев, — приводит к удовлетворению его потребностей  в  ней  вовсе не в  силу того,   что  таковы естественные соотношения данной вещной ситуации, скорее наоборот, в нормальных случаях эти естественные соотношения таковы, что вспугивание дичи уничтожает возможность овладеть ею. Что же в таком случае   соединяет   между   собой   непосредственный результат этой деятельности с конечным результатом? Очевидно, не что иное, как то отношение данного индивида к другим членам коллектива, в силу которого он получает из их рук свою часть добычи — часть продукта   совместной   трудовой   деятельности.    Это отношение, эта связь осуществляется благодаря деятельности других людей».
Категория совместно-разделенного труда выражает изначальное содержание общественной формы труда. Никакое последующее развитие не может устранить эту родовую характеристику трудовой деятельности человека. Исторически разделенность труда может развиваться до обособления индивида в качестве независимого частного собственника и производителя, но в любом случае она в качестве своего неотделимого момента предполагает общественную связь, делающую труд каждого частного производителя частью совместного труда всего общества.
Чем больше разделен труд, тем больше в нем участвует индивидов, и тем сильнее выражен его кооперативный характер. Но вместе с разделением труда развивается и обособление его различных видов (земледелия, ремесла, строительства и т. д.). Это в свою очередь означает возрастание взаимозависимости различных обособленных видов труда, развитие их общественного характера. Например, портной может удовлетворять свои потребности в хлебе, обуви, орудиях труда и т. д., только обменивая продукты своего труда на другие товары. В этом обмене и выявится, насколько его труд признается обществом и включается в общественную совокупность различных видов труда. Такой способ утверждения общественного характера труда является внешним, косвенным, опосредствованным реализацией товаров на рынке.
Однако исторически развивается и внутреннее единство обособленного и обобществленного труда. Представим себе современного ученого, работающего, например, у себя дома в Вашингтоне и с помощью компьютера пользующегося крупнейшими библиотеками мира, информацией, накопленной многими поколениями. Труд этого ученого является кооперированным с трудом многих его современников и предшественников.
При этом общественный характер данного труда заключен в самом содержании деятельности ученого, а не проявляется лишь косвенно, через обмен результатов труда как товаров. Внешне труд ученого в нашем примере является обособленным, индивидуальным, но внутренне он заключает по существу общественное содержание. Такое единство, с одной стороны, индивидуального, частного, обособленного, а с другой — кооперативного, обобществленного по своему характеру труда, фиксируется в категории всеобщего труда.
Всеобщий труд является тем же совместно-разделенным трудом, но прошедшим через историческое развитие своих сторон (совместности и разделенности) до уровня взаимоотношения противоположностей и слияния последних в новом единстве.
Этот процесс в обобщенном виде можно изобразить схематически:

Внутри себя данное движение содержит два процесса. С одной стороны, исторически совместно-разделенный труд развивается и осуществляется через противоположности частного и общественного труда, с другой — этот же процесс принимает форму взаимоотношения абстрактного и конкретного труда. Под абстрактным трудом понимается общественная характеристика человеческого труда вообще, безотносительно к его полезной, целесообразной форме. В отличие от этого конкретный труд представляет собой характеристику полезной, целесообразной формы труда. Так, труд пекаря, портного кузнеца и т. д. суть конкретные виды труда, отличающиеся определенными средствами, предметами труда, характером трудовых операций, целью и результатами. Но вместе с тем все они есть затраты человеческого труда вообще.
Последний, однако, не всегда принимает форму абстрактного труда. Это происходит лишь в условиях товарного производства, так как только здесь в процессе обмена происходит реальное отвлечение, абстрагирование от конкретной формы продуктов труда, выступающих как воплощение абстрактно-одинаковых и поэтому соизмеримых, равных, эквивалентных затрат- человеческого труда вообще. Как результат конкретного труда топор не есть то" же самое, что и костюм, это разные, несоизмеримые в этом плане вещи. Но и тот, и другой воплощают в себе одинаковые затраты, например, четыре часа общественно признанного времени труда. Предметное воплощение четырех часов абстрактного, отвлеченного от конкретной формы труда обменивается на равное количество такого же абстрактного труда.
Если продукты труда не обмениваются как товары, то не существует и реального отвлечения, абстрагирования в 'процессе обмена от конкретной формы труда, представленного в товаре. Следовательно, в данном случае труд вообще не проявляется как особая реальность в форме абстрактного труда. А это и означает, что абстрактный труд существует, как реальность только в условиях товарного производства и обмена.
В дальнейшем происходит соединение и снятие противоположности абстрактного и конкретного труда во всеобщем труде. Так, труд писателя, менеджера и др. не воплощается в товарах, которые^ массовом порядке обмениваются на другие товары. Следовательно, затраты труда вообще не принимают здесь форму абстрактного труда. Абстрактный труд снова перестает существовать. Но если раньше он не существовал потому, что труд вообще еще не принял историческую форму абстрактного труда, то теперь он уже потерял эту форму, она слилась с формой конкретного труда, стала неразличима с ней. Если, например, математик и литератор написали книги, то различие результатов их труда не носит материально-выраженного характера. Их труд и его результаты с предметно-вещест-йенной стороны совершенно одинаковы. Абстрактный и конкретный труд здесь становятся двумя разными названиями одной и той же реальности, характеризуя ее к тому же односторонне. Поэтому эти категории выступают лишь историческим средством познания всеобщего труда как более исторически развитой реальности.
Формирование всеобщего труда происходит по мере превращения труда из главной физической и энергетической силы созидания вещественного богатства в главную творческую и интеллектуальную силу. Основное историческое содержание этого процесса еще впереди.
Таким образом, рассмотренное выше обобщенное выражение превращения совместно-разделенного труда во всеобщий труд через развитие противоположностей разделения и обобществления — с другой, может быть конкретизировано по двум линиям:

В условиях товарного хозяйства совместно-разделенный труд реализуется через диалектическую взаимосвязь общественного и частного, абстрактного и конкретного труда.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить