Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Проблемы разгосударствления и приватизации в Украине

Проблемы разгосударствления и приватизации в Украине
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Проблемы разгосударствления и приватизации в Украине


Основной проблемой экономических реформ в Украине является разгосударствление собственности и формирование реального плюрализма хозяйственных субъектов, обеспечивающих конкурентную среду и, следовательно, эффективность экономики. Однако прежде всего необходимо определить субъекты приватизации. В соответствии с законодательством Украины ими могут быть граждане Украины, граждане иностранных государств, юридические лица, зарегистрированные на территории Украины, юридические лица других государств, т. е. все, кто пожелает участвовать в процессе приватизации собственности в Украине. Механизм приватизации в Украине предусматривает бесплатную (посредством т. н. ваучеров) и денежную приватизацию. Законом «О приватизационных бумагах» установлено, что «...каждый гражданин Украины имеет равные права на получение приватизационных бумаг...», т. е. на бесплатную приватизацию части имущества государственных предприятий. Целью проведения процесса приватизации является преодоление монополии государственной собственности на средства производства и, таким образом, децентрализация экономики, которая препятствует экономическому росту. В целом значение приватизации собственности в Украине сводится к следующему:
— посредством приватизации должна быть обеспечена экономическая свобода хозяйствующих субъектов и устранена монополия государственной собственности. В развитых странах доля государственной собственности не превышает 20%, в то время как в Украине и других    постсоциалистических    странах    до    начала процесса приватизации она составляла более 90%;
— создание     мотивационного     механизма,     способствующего росту эффективности экономики. Экономическая   свобода   предполагает    не   только    право хозяйствующего   субъекта  по   своему  выбору   вести производство,   но   и   его  ответственность   за  его  результаты;
— уменьшение вмешательства государства в экономику и обеспечение возможности саморегуляции рыночного механизма;
— формирование класса собственников и обеспечение таким образом социальной стабильности;
— создание новых рабочих мест за счет развития сферы частного бизнеса и предпринимательства;
— ускорение научно-технического прогресса, что является невозможным в условиях централизованной экономики.
Особое значение приватизации состоит в создании финансовой инфраструктуры и сферы рыночных услуг как необходимых элементов развитого рынка. Они включают в себя двухуровневую банковскую систему с разветвленной сетью коммерческих банков, обслуживающих все сферы экономики, систему страховых и инвестиционных компаний, бирж, консультационных и торговых центров, аудиторские фирмы и т. д. Однако, в Украине этот процесс еще не получил должного развития — фактически многие банки, страховые и инвестиционные компании возникли не как следствие расширенного воспроизводства капитала, а путем экспроприации денежных средств населения и различных спекулятивных операций. Это, естественно, сказывается на их целевых установках присутствия на рынке, что приводит к кредитному голоду многих, особенно производящих социально значимую продукцию государственных предприятий.
Одной из реальных проблем современного приватизационного процесса в Украине является остающаяся незначительной доля частного сектора и собственности открытых акционерных обществ. Из приватизированных за последние четыре года более 28 тыс. объектов большую часть составляют предприятия, преобразованные из государственной собственности в собственность трудовых коллективов. В результате новая форма собственности не стала более эффективной, т.к. по своей сути тол*кает собственника на: во-первых, использование своего монопольного положения, доставшегося в наследство от прежней системы хозяйствования и, во-вторых, «проедание» основных средств и, как следствие, самого объекта владения. Отсюда можно сделать вывод, что приватизация является одной из наиболее сложных (если не самой сложной) проблем перехода от социалистической системы хозяйствования к социально ориентированной рыночной экономике. Путем, который мог бы ускорить приватизацию в Украине, повысить ее эффективность и снизить ее социальные издержки, является превращение приватизационных сертификатов (ваучеров) в банкноты, имеющие реальную ценность и свободно конвертируемые деньги, а также проведение приватизации посредством аукционных торгов, участие в которых было бы возможным для всех граждан Украины. Сохранение именного характера таких ваучеров позволило бы расширить рынок купли-продажи акций приватизируемых предприятий, что способствовало бы существенному развитию финансового рынка и рыночных отношений в целом. Однако, по поводу механизма приватизации как в среде ученых-экономистов, так и среди экономистов-практиков существуют различные мнения. В целом же можно сказать, что ни один из предлагаемых механизмов не является однозначно эффективным — речь может идти только об оптимальном соотношении результатов приватизации и ее издержек, среди которых прежде всего необходимо назвать социальное расслоение общества.
Однако, в конечном счете приватизация собственности обеспечивает создание необходимых условий для формирования рыночной среды, посредством ликвидации монополии одной формы собственности (неважно какой — частной, коллективной или государственной), без которой рынок невозможен.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить