Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Генерации портов по ЮНКТСтатус морского торгового порта Украины

Генерации портов по ЮНКТСтатус морского торгового порта Украины
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Статус морского торгового порта Украины


Согласно Кодексу торгового мореплавания (КТМ) Украины, морской порт является го-сударственным транспортным предприятием, предназначенным для обслуживания судов, пас-сажиров и грузов на отведенной ему территории и акватории, а также перевозке грузов и пас-сажиров на судах, принадлежащих порту.
Территория и акватория морского порта являются государственной собственностью и предоставляются порту в пользование. Отведение земельных и водных участков для морского порта, а также изъятие этих участков осуществляется в порядке, установленном законом.
Не урегулированные КТМ хозяйственные отношения регламентируются Хозяйственным кодексом Украины, на который будем ссылаться ниже.
Порт, прежде всего, — предприятие, основное звено народного хозяйства или, как сейчас начинают говорить и писать в различных законодательных текстах, общественного производ-ства. И как предприятие порт — самостоятельный уставной субъект хозяйствования, имеющий право юридического лица, созданный компетентным органом государственной власти для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществле-ния производственной, научно-исследовательской, торговой и другой хозяйственной деятель-ности в порядке, предусмотренном законодательством.
Следующее главное положение в статусе порта в настоящее время есть то, что он являет-ся коммерческим государственным унитарным предприятием, входящим в систему предпри-ятий морского транспорта Украины. Это положение имеет как минимум два важных следст-вия:
1.Как государственное коммерческое предприятие порт является уставным субъектом предпринимательской деятельности и действует на принципах предпринимательства или дея-тельности, которая по законодательству в конечном счете имеет целью получение прибыли (многие порты разных стран, включая высокоразвитые порты и страны, объявлены непри-быльными предприятиями).
2.Собственником портов как элементов системы транспорта общего пользования являет-ся государство в лице Фонда государственного имущества Украины, т. е. порт является объек-том общегосударственной собственности. Как государственное унитарное предприятие порт на праве полного хозяйственного ведения наделен обособленной частью государственного имущества.
Некоторое время до середины 1997 г. исключением был Севастопольский морской тор-говый порт, числившийся в коммунальной собственности.
Первый в Украине частный порт, учредителями которого были ООО «Порт Очаков», су-доходная компания «Ниэско» и организация «Днепробугводстрой», зарегистрирован в январе 1997 г. Второй — ЗАО «Николаевский калийный терминал».
Государство возлагает на морские порты серьезные функции по обеспечению безопасно-сти мореплавания. Согласно КТМ к ним относятся:
—обеспечение безопасного движения в портовых водах, безопасной стоянки и обработки судов;
—содержание в исправном состоянии гидротехнических сооружений, средств связи и электрорадионавигации, находящихся в собственности порта;
—содержание в исправном состоянии средств навигационного оборудования на подход-ных каналах и акватории порта;
—контроль и поддержание объявленных глубин;
—определение районов обязательного использования буксиров;
—обеспечение выполнения действующего законодательства по ООС;
—оказание помощи потерпевшим;
—принятие эффективных мер для приема с судов загрязненных и сточных вод, мусора и др.
Предметом же хозяйственной деятельности порта по КТМ является обеспечение сле-дующего:
1) загрузки, разгрузки и обслуживания судов в порядке очередности их прихода в порт. Подчеркнем: какими бы ни были убедительными теории или соблазнительными коммерческие предложения иной очередности, все они будут незаконны. Исключение составляют: обслужи-вание линейных судов, осуществляемое согласно объявленному расписанию линии; аварийные суда, обслуживаемые вне очереди. А аварийное состояние судна определяется только капита-ном порта;
2)перегрузки грузов с других видов транспорта на судно и в обратном порядке, склад-ские операции с грузами;
3)обслуживания пассажиров морского транспорта, перевозки грузов, пассажиров, бага-жа, почты;
4) вспомогательных операций, необходимых для обеспечения жизнедеятельности порта;
5)других видов деятельности согласно уставу порта.
Видно, что первый список деятельности — скорее обязанность государства, а второй не позволяет ощутить препятствия его осуществления частным капиталом.
К этому, наверное, следует добавить еще два обстоятельства. Первое, среди объектов приватизации, значащихся в реестре Верховного Совета, портов пока нет. Во-вторых, порто-вые сооружения, наряду с предприятиями, производящими оружие, и имуществом Службы национальной безопасности, приватизации не подлежат, так как они являются стратегически-ми объектами.
КТМ также определяет, что на территории порта могут действовать предприятия и орга-низации всех форм собственности, целью и видом деятельности которых является обслужива-ние судов, пассажиров и грузов в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров. При этом морской порт не имеет права препятствовать деятельности этих предприятий и организаций на территории порта, а также вмешиваться в их хозяйственную деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины, уставными документами этих пред-приятий и организаций.
В русле сказанного (что вполне вписывается в приведенную выше законодательную схе-му) так выглядят основные положения программы развития морского транспорта в части пор-тов: «В морских портах Украины реорганизуется система управления государственной собст-венностью. Функции развития и совершенствования портовых средств и сооружений сосредо-точиваются в морских администрациях порта.
В морских портах Украины реформируются и вводятся новые рыночные принципы ос-новной производственной деятельности. На территории порта создается конкурирующая среда стивидорных, транспортно-экспедиционных, агентских и др. структур всех видов собственно-сти, обеспечивающих интенсификацию и качество обслуживания флота».


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить