Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Функции морских портов

Функции морских портов
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Функции морских портов


В последние десятилетия функции морских портов и их влияние на экономику стран существенно изменились. Более 90% мировой торговли осуществляется морским транспортом и порты выступают в качестве регулирующего центра динамического процесса перевозок. В настоящее время морскими портами осуществляются следующие функции:
—перевалочного пункта с предоставлением услуг по транспортировке, перегрузке и складированию грузов;
—центра экономического и социального развития прилегающего региона.
—политическая функция — обеспечение независимости морского торгового оборота страны. Практически все грузы Украины, тяготеющие к морскому транспорту, идут через порты Украины.
Сюда же относится и зависимость других стран от Украины.
—военная функция;
—финансово-валютная функция — вклад доходов, в т. ч. валютных, в платежный баланс страны. Доля портов в формировании ВНП от оказания ими только транспортных услуг относительно невелика. Но с учетом всех других видов деятельности доля портов в ВНП значительно выше. Например, вклад порта Роттердам в ВНП Нидерландов составлял 13%, а только транспортные услуги всех портов этой страны — лишь 1,1%.
Порты также являются важным источником поступлений в валютный баланс страны. В Украине услуги морских портов приносят 10—15% валютных поступлений в казну. А вот пример других стран: доля японских портов в валютном балансе по разделу «Морской транспорт» составляет 40%, испанских портов — 60%;
—транзитная функция, весьма важна для портов Украины, ведь в структуре их грузооборота транзитные грузы составляют более 40%;
—защитная функция — предоставление портовой акватории и сооружений для защиты судов от непогоды и в аварийных ситуациях;
—сервисная функция — предоставление портовых услуг транспортным средствам, грузам, экипажам судов и работникам других видов транспорта;
—преобразовательная функция, состоящая в трансформировании разнородных грузопотоков в однородные и наоборот. Особенно важна при маршрутизации перевозок железнодорожным и речным транспортом;
—ремонтная функция — обеспечение места и технических средств для ремонта судов и других транспортных средств;
—промышленная функция. Проявляется в концентрации вокруг портов промышленной зоны с предприятиями отраслей, использующих морской транспорт для доставки сырья и вывоза готовой продукции;
—торговая функция. Состоит в деятельности по аккумуляции и распределению товаров. В число приоритетных задач развития морских портов Украины до 2005 г., согласно исследованиям, проведенным в УкрНИИМФе, например, включено преобразование ведущих портов страны (Одесса, Ильичевск, Южный, Мариуполь, Рени) в комплексные транспортные центры, в которых, кроме традиционных портовых услуг, будут предоставляться банковские, страховые и юридические услуги, а также услуги в области международной связи и информации, с центрами торговли и распределения для отдельных иностранных государств;
—предпринимательская функция, целью которой является обеспечение жизнеспособности порта в условиях сокращения или отмены государственного субсидирования деятельности портов и развития их материально-технической базы.
Взаимное проникновение деятельности порта и региона в целом весьма велико и разнообразно.
Морская администрация США, к примеру, разработала методику для определения влияния деятельности государственных портов на развитие экономической активности прилегающих регионов. В соответствии с ней все воздействующие на экономику региона факторы разделены на три группы:
•Прямые. Прямой эффект отражается на занятости населения и приобретении им товаров и услуг, порожденных функционированием портового хозяйства, затратами капитала порта и его клиентуры в данном штате.
•Непрямые — затраты на зарплату работников, материалы и другие статьи расходов, обеспечивающих действие прямых факторов.
•Индуктивный эффект определяется объемом покупок населения за счет дополнительных поступлений в семейный бюджет зарплаты, связанной с воздействием прямых и непрямых факторов.
В этой связи перед портами стоит задача поиска средств для самостоятельного финансирования проектов развития и производственной деятельности. Источники такого финансирования следующие (на примере портов США).
Для частных фирм основными источниками являются предпринимательский доход и займы.
Порты общего пользования используют: инструментарий коммерческого рынка (эмиссия облигаций, обеспеченная закладной на имущество, доходных облигаций, т. е. обеспеченных доходом от определенных объектов, и др.); прямые поступления (общий доход, налоги, доверительные фонды, гранты или займы от администраций штатов и местных органов власти); доходы совместных государственно-частных предприятий, организованных на базе соглашений о сотрудничестве; заработанную прибыль; другие. Современная тенденция — два главных источника: доходные облигации и заработанная прибыль.
Уставом Ильичевского морского торгового порта, к примеру, источником формирования финансовых ресурсов порта определены доходы, амортизационные отчисления, долгосрочные и краткосрочные кредиты, ценные бумаги, а также полученная от деятельности прибыль.
Не все морские торговые порты выполняют все вышеперечисленные функции. Именно их набор в первую очередь положен в основу классификации портов, изложенной в Докладе Секретариата ЮНКТАД в 1992 г.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить