Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРИОД ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРИОД ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРИОД ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА


1. Формирование новых правоотношений на базе Петровских реформ.
2. Основные акты реформирования российскими властями политического устройства Украины во второй половине XVII-XVIII веков.
3. "Права, за якими судиться Малороссийский народ".
4. М. Грушевский - о состоянии украинского права в конце XVII -первой половине XVIII вв.
5. Либерализм Екатерины Второй: декларации и реальность.

В этой теме нам необходимо проследить процесс изменения институтов власти и управления Украиной и в Украине в период перехода Российской империи от военно-имперского абсолютизма Петра 1-го к просвещенному абсолютизму Екатерины 2-ой. Особо пристальное внимание обратите на теоретический аспект зарождения либерализма в Российской империи и законодательные акты предоставления первых гражданских прав привилегированному сословию России и Украины - дворянству.
Для управления Украиной с 1663 по 1722 года существовал Малороссийский Приказ (были приказы Сибирский, Астраханский). Состав приказа формировался из украинских и российских чиновников. Негласные принципы работы таковы: российские чиновники стремились ликвидировать автономию Украины, некоторые украинские чиновники стремились ее отстоять, иные наоборот - ретиво выслуживались. Царское правительство всячески добивалось дискриминации неугодных украинских чиновников. Известно, что в процессе централизации любого государства, все, что выступает с позиций сепаратизма, притесняется.
Преданно служившие российскому самодержавию чиновники щедро вознаграждались плодородными землями, заселенными крепостными крестьянами. У воспитанника польского короля, ставшего любимцем московских властей гетмана Ивана Степановича Мазепы, к примеру, имелось 100 тыс. крепостных на Украине и 10 тыс. в России. Десятки тысяч крепостных работали в поместьях гетмана Ивана Самойловича Самойловича. Украинской старшине постепенно стали доступны все дворянские звания и даже княжеские, любые ремесленный цех, купеческая гильдия. В эпоху Просвещения рождается и получает развитие либерализм.
Справка. Либерализм (от лат. liberalis — свободный) — социально-политическая ориентация и движение, провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни в качестве фундаментального условия прогрессивного развития общества.
Его истоки восходят к XVII—XVI11 вв., когда в ходе борьбы с абсолютизмом в Европе свобода стала рассматриваться как основополагающая ценность цивилизации. Как понятие «либерализм» вошел в политический словарь Европы только в 30-40-х гг. XIX в. Идейно-моральное ядро либерализма создали такие идеи права: абсолютная ценность человеческой личности и равенство всех людей от рождения; автономия индивидуальной воли, рационализм и добропорядочность деятельности человека; признание неотъемлемых прав человека на жизнь, свободу, собственность; создание государства на основе всеобщего консенсуса с целью сохранения и правовой защиты естественных прав человека, ограничение объема и сферы административной деятельности государства; защищенность человека от государственного вмешательства в его личную жизнь; свобода его действий в рамках закона во всех сферах общественной жизни; утверждение высших истин разума как ориентиров между добром и злом, порядком и анархией.
В политико-правовой сфере либерализм выступает за правовое государство, парламентскую демократию, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Расширение политических и гражданских прав и свобод предполагает конституционное или иное законодательное закрепление общепризнанного набора прав человека, свободу выбора занятий, свободу конкуренции и т. д., и наличие развитого конституционного механизма их правовой защиты.
В экономической сфере либерализм требует отмены регламентации и ограничений со стороны государственной власти, простора для частной инициативы, создания максимально свободных условий для развертывания частного предпринимательства.
В мировоззренческом смысле либерализму соответствует свобода от групповых, классовых, националистических и иных предрассудков, космополитизм, терпимость, гуманизм, индивидуализм, демократизм.
Следует обратить внимание на причины, в силу которых в 30-х гг. XX в. наблюдался глубокий кризис либерализма. Социальная коллизия в том, что во время экономических спадов демократические государства вынуждены были брать на себя заботу о безработных и стариках, чтобы стимулировать покупательную способность населения. Был сделан вывод: без государственного вмешательства вообще невозможно обеспечить стабильное развитие экономики, сохранить минимум экономических прав граждан.
В этот период и была найдена альтернативная модель общественного развития, основанная на трудах Д. Кейнса - основоположника неолиберализма. Суть модели заключается в обосновании целесообразности государственного правового регулирования экономических правоотношений с осуществлением свободной конкуренции по принципу: "конкуренция - насколько возможна, планирование - насколько необходимо".
Политика неолиберализма XX в. рельефно проявилась в законодательстве президента США Франклина Рузвельта («новый курс»). После второй мировой войны либералы — это активные сторонники демократии и государства всеобщего благоденствия. В конце 60-х — начале 70-х гг. обнаружился кризис этого течения, и на смену пришли неоконсерваторы.
Либерализм и в настоящее время подвергается критике за его формальное понимание равенства, в т. ч. равенства стартовых возможностей индивидов. На деле формальное равенство только подчеркивает фактическое неравенство индивидов по различным факторам, обрекает слабых на проигрыш в конкуренции с сильными, выражаясь современным сленгом, с "крутыми", то есть олигархами..
Екатерина Вторая под влиянием европейской мысли впервые стала осваивать философские идеи европейского Просвещения и либерализма. Однако в силу своего шаткого положения правительницы, возведенной дворянскими офицерами на престол через труп убиенного мужа, а также целиком зависимой от дворянского сословия, как главной социальной опоры самодержавного государства, вела свою политику "просвещенной императрицы" непоследовательно и противоречиво.
Она пообещала реформы, направленные на освобождение крестьян, но под давлением дворянства сама издала указ об ужесточении крепостнического законодательства, распространила крепостнические порядки на новые районы Российской империи. Екатерина созвала дворянских депутатов для выработки положений либеральных реформ. Первоначально даже предлагала компромиссное решение проблемы крепостничества. Не отменяя крепостного состояния населения, признать всех, кто будет рождаться после определенной даты, свободными. Однако по настоянию дворянства на этот шаг пойти не рискнула. В то же время предоставила дворянам еще больше гражданских прав и свобод, освободила от службы (гражданской и военной) и одновременно расширила их власть над крестьянами и распространила крепостническое законодательство на Украину, о чем подробнее ниже.
Один из сложных вопросов нашей беседы - это процесс замены норм украинского права системой российского права в период перехода от абсолютной монархии к просвещенному абсолютизму.
Вначале целесообразно выяснить, с какими прерогативами учреждался Малороссийский приказ, действовавший с 1663 по 1722 год, и Малороссийская коллегия, функционировавшая с 1722 по 1786 год. История их возникновения такова.
Малороссийский приказ или приказ "Малая Россия " учреждался как центральное учреждение в Москве для управления присоединенной к России частью Украины. Со времени учреждения он находился в подчинении Посольского приказа и возглавлялся руководителями посольства. Среди них служили видные дипломаты того времени. В штате Малороссийского приказа дела вели до четырех дьяков и от 15 до 40 подьячих. Малороссийский приказ контролировал деятельность гетмана, Войсковой или Генеральной Рады. Одновременно (параллельно) этот же приказ осуществлял руководство приказно-воеводской системой собственно российского управления в Украине. Малороссийский приказ собирал и передавал в Москву информацию о внешнеполитическом положении Украины, следил за своевременным оказанием ей военной помощи, ведал материальным обеспечением российских военных частей, расположенных на территории Украины, охранял ее пограничные интересы, ведал пленными, контролировал въезд в Россию. В 1722 году Малороссийский приказ был преобразован в Малороссийскую коллегию.
Малороссийская коллегия также создавалась как центральное государственное учреждение России для контроля над деятельностью украинского гетмана и генеральной старшины.
Состояла из шести офицеров из русских полков, расквартированных в Украине, и прокурора. По всем гражданским делам коллегия подчинялась Сенату, а по военным делам - главнокомандующему русскими войсками в Украине князю М.М. Голицину. Ее канцелярия находилась в городе Глухове. Формально Малороссийская коллегия создавалась для защиты украинского населения от произвола гетманской власти.
Справка. Для конкретного представления степени контроля Сената над Малороссийской коллегией надо иметь представление об этом органе. Его официальное название Правительствующий Сенат. Создан был в 1711 году, заменил Боярскую думу.
Первоначально действовал как чрезвычайный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя. Кроме того, на него возлагались функции фискального надзора за деятельностью государственного аппарата. В России фискалом называли чиновника, в обязанности которого входило наблюдение не только за деятельностью государственных учреждений, но и лиц. По реформе 1722 года Сенат превратился в надведомственный контролирующий орган. В результате реформы 1763 года Сенат стал высшим судебно-административным учреждением. С 1775 года его деятельность ограничивалась только судебными функциями. После учреждения в 1802 году министерств он был преобразован в высший орган суда и надзора. Упразднен Сенат декретом большевистской власти 22 ноября (5 декабря) 1917 года.
После смерти гетмана Левобережной Украины Даниила Петровича Апостола (гетман с 1727 по 1734 гг.) царское правительство не разрешило производить выборы нового гетмана в соответствии с прежней практикой. Казацкая старшина в середине XVIII в. начала настаивать на восстановлении института гетманства. В 1750 г. по указу императрицы Елизаветы гетманом избрали графа Кирилла Григорьевича Разумовского. Разумовский (гетман с 1750 по 1764гг.) провел ряд экономических и административных мероприятий в интересах украинского шляхетства и купечества, ограничил переходы крестьян от одного феодала к другому, провел перепись населения, заботился о развитии украинской культуры. Несмотря на все его попытки укрепить автономию Гетманщины, правительство в 1754г. поставило под свой контроль бюджет, а затем ликвидировало таможенные границы между Россией и Украиной. В 1763г. Разумовский собрал старшину на совет в Глухов. В Глуховской петиции старшина просила уже новую императрицу, Екатерину И, вернуть утраченные права автономии, создать в Левобережной Украине шляхетский парламент по типу польского сейма. В свою очередь Разумовский просил императрицу сделать должность гетмана наследственной (разумеется, в пользу семьи Разумовских).
Студенту следует обратить внимание, что Гетманщина, в истории украинского народа, то есть Левобережная часть нынешней Украины, сыграла большую роль. На протяжении столетия она выступала центром политической жизни украинцев. Украинцам принадлежали ключевые позиции в управлении, в суде, в финансах, в армии.
Самоуправление способствовало формированию украинской управленческой и культурной интеллигенции.
Будучи последовательной в проведении реформ по централизации государственного управления Екатерина Вторая ликвидировала особый статус всех окраинных земель огромной империи. Разумовского сместили с должности гетмана (10 ноября 1764г.). В тот же год он был утешен званием генерал фельдмаршала, а через четыре года стал еще и членом Государственного совета. На Левобережье вместо института гетмана учреждается генерал-губернаторство. Генерал-губернатором стал выдающийся российский полководец и политик граф Петр Румянцев. При нем и действовала Малороссийская коллегия (4 русских и 4 украинских советника). Малороссийская коллегия рассматривала жалобы на генеральный суд, полковые и ратушные суды, наблюдала за своевременным отправлением в царскую казну хлебных и денежных сборов, за распределением военного постоя, а также за деятельностью Генеральной войсковой канцелярии.
В 1763г. — ликвидировано казацкое войско, а взамен создано 10 регулярных украинских полков. В 1781г. ликвидировано административное деление на 10 полков. В том же году на Левобережье и Слобожанщину распространено крепостное право, в 1796г. — на всю территорию Юга Украины. При этом украинская знать выиграла от этих изменений, поскольку крестьяне целиком передавались в крепостную зависимость от ее не только экономической, но и политической и судебной воли, а точнее своеволия. С 1785г. по «Жалованной грамоте дворянству» казацкая старшина получила все права и сословные привилегии наряду с российским дворянством, поэтому она отнеслась к ликвидации автономных прерогатив Гетманщины совершенно спокойно.
Для детального изучения процесса унификации украинских норм права под нормы российской правовой системы нам необходимо подробно изучить происхождение, структуру и материальное содержание кодекса, который назывался  "Зібрання
Малоросійських прав". В одиннадцатой и двенадцатой беседах мы уже отмечали, что для установления соответствия между разными чинами военной, статской и придворной служб, определения их иерархии и правил предоставления дворянства государственным служащим в Российской империи в 1722 году был принят закон - Табель о рангах. Он действовал до 1917 года. Согласно этому закону все чины имперской службы были последовательно размещены на 14 уровнях (рангах). По его нормам служащим присваивался титул дворянина личного или наследственного, строго в соответствии с рангом его чина. Каждому чину соответствовала определенная служебная должность.
В Гетманщине в ХVІІ и ХVІІІ столетиях сформировался иной сословный и служебный порядок формирования сословно-управленческого и чиновничьего аппарата. Российским имперским реформаторам предстояло максимально безболезненно унифицировать законодательство в этой отрасли. По украинскому кодексу законов -"Права, за якими судиться малоросійський народ " (1743г.), права шляхты признавались не только за теми, кто имел старые жалованные грамоты, а, в сущности, за казацкой старшиной всех званий, начиная от сотника и до потомков генеральной старшины и полковников. С целью сохранения своих прав в условиях усиления российского влияния и вмешательства во внутренние дела Гетманщины казацкая старшина несколько раз обращалась к царскому правительству с просьбой приравнять ее к соответствующим чинам российской Табели о рангах.
С этой целью гетман Кирилл Разумовский в 1756г. разработал и подал на утверждение императрице украинский вариант "Табели о рангах" с перечнем всех "малороссийских чинов" (кроме гетмана и наказного гетмана), разделенных на 12 классов. Первому классу соответствовал чин генерального обозного, второму - генеральных судьи и подскарбия, третьему - генеральных писаря, хорунжего, есаула и бунчужного, четвертому - полковника и так далее, до самого нижнего чина. На самой низкой ступеньке стояли казаки, жолдаки, пушкари. Однако российское правительство не согласилось уравнять гетманские чины с имперскими. То есть не предоставили статуса дворянства всей массе казацкой старшины. С 1760-х годов Екатерина II выборочно, учитывая верноподданнические и иные заслуги, присваивала звания и чины из имперской Табели о рангах отдельным казацким старшинам.
После ликвидации казацкого воинского уклада и превращения казацких полков в регулярные карабинерские полки российской армии (1783 год) вся казацкая старшина стала получать чины из российской Табели о рангах. В 1784 г. последовало официальное запрещение предоставлять "малороссийские чины". Этот процесс не был четко урегулирован законодательными нормами. Тем не менее, надо признать, что присвоение того или другого чина и звания по большей части зависело не от предыдущего положения лица, а от его текущих служебных заслуг и лояльности к властям. С 1796 года общеимперские чины и звания стали присваиваться также украинским судебным и гражданским служащим. К примеру, генеральный судья был приравнен к 4 классу, возный - к 14 классу.
Правовая консолидация украинского и общероссийского дворянства завершалась после издания в 1785 г. "Жалованной грамоты дворянству", которая была тесно связана с рядом предшествовавших ей законодательных актов, утверждавших дворянские права. Важнейшим в ряду тех актов был "Манифест о вольности дворянства" от 1762 года, подписанный Петром 111. Его официальное название "О даровании вольности и свободы российскому дворянству". Согласно этому закону все дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы; те же, которые уже состояли на военной службе, могли по собственному почину выходить в отставку. Дворяне также получили право беспрепятственно выезжать за границу, но по требованию возвращаться обратно. Во время войны должны были служить в армии. Манифест предоставлял помещикам больше возможностей заниматься своим хозяйством. Понятно, что предоставленные российскому дворянству вольности и свободы стимулировали поиск таковых и у украинской шляхты. На протяжении десятилетий продолжалось признание не только ее текущих служебных заслуг перед имперским государством, но и признание прежних "малороссийских чинов" в качестве юридического основания для получения дворянства.
Студент сможет наглядно представить, почему привилегированные украинские сословия так настойчиво добивались российских званий и чинов только после изучения конкретного содержания "Жалованной грамоты дворянству". Она представляла собою более полный систематический свод дворянских привилегий и подтверждения всех ранее присвоенных дворянством льгот.
Во вводном Манифесте дворянское достоинство определялось как особое состояние качеств, которые послужили основанием для присвоения властью дворянского звания. Далее в четырех разделах и 92-х статьях устанавливалось следующее. Дворянское звание признавалось государством как неотъемлемое, потомственное и наследственное. Оно распространялось на всех членов семьи. Лишить его можно было только по суду за определенные уголовные преступления, в которых обнаруживались признаки морального падения личности дворянина.
Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, правовую защиту государством чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и другие.
К имущественным правам дворянства относились: полное и неограниченное право собственности, право на приобретение, использование и наследование любого типа имущества. Устанавливалось исключительное право покупать деревни и владеть землей и крепостными крестьянами; дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях; торговать продукцией своих имений оптом; приобретать дома в городах и вести заморскую торговлю.
Дворянство наделялось особыми сословными судебными правами и привилегиями: личные и имущественные права дворянина могли быть ограничены только по решению суда; судить же дворянина имел право только равный ему по его достоинству сословный суд. "Жалованная грамота дворянству" сохраняла отличие прав личного и потомственного дворянства. Все потомственные дворяне обладали равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от различий в титулах и древности рода.
Справка. Титулом называется родовое или пожалованное властью звание: великий князь, князь, граф, барон и т.п.
Для дворянства вводилась система сословного самоуправления, хотя и функционировала она в непосредственной зависимости от государственной власти.
Чтобы составить цельное представление об особенностях правовой системы, с какой украинское государство и общество включались российскими властями в общеимперскую государственность нам необходимо также особо рассмотреть происхождение и краткое содержание свода законов, который получил название "Права, за якими судиться Малороссийский народ" ("Права, по которым судится малороссийский народ").
За десятилетия после обретения независимости от польско-шляхетских властей казацкая старшина превратилась в экономически и политически господствующее сословие феодалов, создала свои большие земельные владения, заняла ведущие административно-управленческие должности. Все это необходимо было, по ее мнению, закрепить незыблемыми юридическими основаниями. Между тем, действовавшие нормы Литовского статута, выработанные еще во времена польско-шляхетского господства, не отвечали реально установившимся фактическим социально-экономическим и политическим отношениям. В свою очередь российская имперская власть, как мы уже неоднократно отмечали выше, стремясь к централизации административного управления и унификации имперского законодательства, и в связи с этим была заинтересована в кодификации действовавших в Украине норм, в привидении их к единым основаниям.
Первые попытки кодификации права в Левобережной Украине предпринимаются еще в 20-е. годы ХVІІІ века, то есть в последние годы царствования Петра Первого, насыщенные бурным реформаторством. По универсалу от 16 мая 1721 г. гетмана Ивана Ильича Скоропадского (гетман с 1708 по 1722 г.) была предпринята (не завершенная) работа по переводу с польского языка "правовых книг" : "Литовский статут", "Саксонское зерцало" и "Порядок" В.Гроицкого. Однако систематическая работа над кодификацией разрозненных и разнообразных по своему происхождению норм началась только в 1728 году после императорского указа под многозначительным названием "Решительные пункты гетману Даниле Апостолу". Указ требовал перевода использовавшихся на территории Украины "правовых книг" не на украинский, а на русский язык.
Созданная в 1728г. кодификационная комиссия, которой руководил Генеральный обозный Я. Лизогуб (1675-1749гг.) проделала за 15 лет огромную, сложную и кропотливую работу. Членам комиссии предстояло привести к единым юридическим основаниям огромное количество договорных статей, гетманских универсалов, ордеров Генеральной войсковой канцелярии, то есть всех тех реально действовавших нормативных актов, которые составляли корпус норм права, исходивших от местных властей. Наряду с этим корпусом для создания нового систематизированного нормативно-правового акта (в данном случае - кодекса) предстояло глубоко и всесторонне переработать все еще действовавшие, но устаревавшие нормы Литовского статута 1588 г., сборники Магдебугско8о права, "Саксонское зерцало" и ""Порядок" В.Гроицкого. Необходимо было также учитывать нормы обычного права (казацкого в первую очередь), которые сохранялись на территории Левобережной Украины и официально признавались властями Российской империи. Понятно, что от кодификаторов, требовалось включать в кодекс уже широко применявшиеся в Украине, особенно в Слободской Украине нормы российского имперского законодательства.
Проведя в течение 15-ти лет большую правотворческую работу, отбросив устаревший нормативно-правовой материал, увязав и рубрицировав "пригодные к дальнейшему применению" нормативно-правовые акты, комиссия представила в 1743 году на рассмотрение властей оригинальный и обширный свод законов (кодекс) под названием - «Права, за якими судиться Малороссийский народ». В нем конкретизировались полномочия и границы автономии Украины в составе Российской империи. Однако Сенат 12 лет затягивал рассмотрение этого положения, а в 1767г. Екатерина II отклонила «Права...».
Название это, по мнению специалистов, существенно уже его широкого содержания. Кодекс представлял собою универсальный сборник законов Войска Запорожского и содержал нормы государственного,  административного,  гражданского, криминального и процессуального права. Кодификаторы создали собственную систему размещения юридического материал, которая существенно отличалась от тех, что применялись раньше, в том числе и в использованных при работе над кодификацией известных правовых источников.
Сборник состоял из 30 разделов, которые разделялись на 531 статью. Его оригинальность существенно не страдала от того обстоятельства, что из 1716 пунктов большая часть ссылок (1033) падала на Литовский статут 1588 года. Сборник сопровождался инструкцией кодификационной комиссии и алфавитным реестром, в котором давались краткие объяснения содержания статей. К сборнику добавлялся «Степенный малоросійського військового звання порядок після гетьмана». Он представлял украинский вариант петровской "Табели о рангах". Кодификация на основе оригинального украинского правового материала воспроизводила права и вольности украинской феодальной аристократии.
Поскольку кодификаторы постарались создать кодекс, основная идея которого направлялась на сохранение и утверждение украинской автономии в составе Российской империи, он явно вступал в противоречие с централизаторской политикой самодержавной власти. Пересланный имперскому правительству на утверждение, он до 1759г. пролежал без движения в Сенате, а затем был возвращен гетману К. Разумовскому на доработку. После внесения некоторых изменений и дополнений Свод выносился на утверждение сначала Комиссии генеральной старшины (1759г.), а затем - Советы генеральной и полковой старшины (1763г.).
Подавляющее большинство старшины также выступило против его утверждения и требовало продолжать применение норм Литовского статута 1588г. Этот кодекс феодального права, по опыту старшины, более надежно обеспечивал ее господство. Свод так и не стал официальным источником права. Тем не менее, он использовался как учебник украинского права, а его правовые нормы применялись в реальной жизни и судебной практике.
К первым кодификационным актам следует также отнести сборник «Процес короткий приказный 1734г.» Процесс короткий использовался как пособие для чиновников судебных и административных учреждений. "Процесс короткий..." состоял из вступления, 13 параграфов, короткого дополнения и рекомендации по правилам вынесения приговоров.
Основная часть этого сборника содержала нормы процессуального права. В них устанавливался порядок принятия иска, принятия документов ответчика, обязанности секретаря суда, начиная от формальной подготовки дела до ведения судебного заседания. Документ четко регламентировал процесс рассмотрения различных судебных дел: долговых, земельных, по имущественным взаимоотношениям супругов, о побоях и оскорблении чести, убийстве, прелюбодиянии, изнасиловании, злодействе, о крестьянских побегах. Дополнение регулировало порядок оформления «выписки из дела». В конце приводились образцы двух видов заключительного акта судебного процесса - приговора широкого и сжатого, давалась их характеристика. Практическое неудобство для чиновников заключалось в том, что различные редакции "Процесса короткого..." содержали дополнения, включавшие неодинаковый правовой материал.
С возобновлением гетманства украинское шляхетство добивалась возвращения «малороссийских предыдущих прав» и реформирования судебно-правовой системы в своих интересах. Проводником этой идеи стал опытный и квалифицированный юрист, помощник писаря Генерального суда, а с 1750 г. бунчужный товарищ Ф. Чуйкевич. На протяжении 1750-1758 годов он предпринял частную кодификацию и назвал свой труд «Суд і розправа в правах Малоросійських». Он состоял из 9 разделов, делившихся на пункты. В основу сборника, составленного с целью «прекращенія в судах волокіти» он положил идею возобновления сословных благородных судов. Аргументируя полезность таких судов, Ф. Чуйкевич использовал не только нормативные акты украинской администрации, но и российского имперского законодательства. Большинство же норм, из которых конструировалась его конфигурация судебной системы, была заимствован Чуйкевичем из Литовского Статута и различных сборников Магдебургского права. Наряду с этим материалом им были разработаны такие правовые нормы, которые определяли правовое положение о судах и судебных процессах по гражданским и уголовным делам. В полках должны были быть введены должности судей земских, замковых и межевых. Окончательное же решение в судебных делах предлагал передать старшинской верхушке.
Отражая интересы родовитой знати, Чуйкевич основательно аргументировал необходимость введения в Украине таких сословных судов и такой порядок судебного процесса, которые в первую очередь укрепляли бы юридические позиции казацкой старшины, захватившей массу земельной собственности в виде ранговых имений. Поэтому права «глубокой давности» и «заимка», как способы приобретения земель, получали у Чуйкевича наиболее всестороннюю юридическую разработку.
Предпринимались и другие частные кодификации. Можно упомянуть упорядоченный в 1764р. В. Кондратьевым сборник «Книга Статут та інші права малоросійські». Сборник использовался в качестве пособия в сословных судах. Кондратьев включил в свою "Книгу..." краткий указатель Магдебургского права, выдержки из книги «Порядок» Б. Гроицкого, выписки статей из всех разделов и сжатое изложение содержания Литовского Статута 1588г, списки гетманских статей, статьи из Соборного Уложения 1649 г.
По распоряжению президента Малороссийской коллегии Петра Румянцева под руководством секретаря коллегии и члена Генерального суда Александра Андреевича Безбородко в 1767 году был составлен «Екстракт малоросійських прав». Широко эрудированный чиновник, Безбородко, упорядочил использовавшийся в Украине многочисленный юридический материал литовского, польского и западноевропейского происхождения, коренного обычного казацкого права и судебной практики. Сборник состоял из вступления и 16 разделов. Правовые нормы были сгруппированы по предметам регулирования. О главном правлении в Малороссии; о судах; о порядке ведения судебных дел; об имениях государственных; о прибылях государственных; о ревизии; о казаках, об их привилегиях ("вольностях") и имениях.
На основе «Екстракта малоросійських прав»", с некоторыми изменениями, скорректированными фактом ликвидации автономных органов местного управления в Украине, в 1786 г. был создан «Экстракт из указов, инструкций и учреждений, с разделением по материям на девятнадцать частей». Он представлял собою систематизированный сборник норм государственного, административного и судебного права. Однако при всей специфике норм украинского права, поскольку Украина уже развивалась в составе Российской империи, ее правовые нормы неуклонно заменялись на имперские общероссийские.
Студенту-юристу необходимо внимательно проанализировать с позиций научной теории права встречающиеся в учебной литературе следующие утверждения. "Процесс украинского конституционализма, которому положено начало Зборовским и Белоцерковским договорами, гетманскими статьями второй половины XVII ст., продолжили "Пакти та конституції законів і вольностей Війська Запорозького, принятые эмигрантским казацким советом (сторонниками И. Мазепы) в г. Бендеры в апреле 1710 г." Написанная почти за 80 лет до конституции США, Бендерская конституция (или, по имени ее основного автора, Конституция Филиппа Орлика) вобрала в себя достояние европейской государственно-правовой мысли, была шагом к разделению властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она имела и такие демократические основы, как частная собственность, общее избирательное право (правда, исключительно для мужчин), ограничение произвола в налогах.
Конституция Ф. Орлика содержала характерные для своего времени положения о святости и неприкосновенности привилегий казацкой верхушки, недопустимости распространения в государстве неправославных вероисповеданий. Вместо стремления к настоящей независимости Украины, зафиксирована цель - отдать ее под дежурный чужеземный протекторат (именно Карл XII утвердил эти конституции). Бендерская конституция не была воплощена на практике, но по своему содержанию - это выдающаяся достопримечательность украинского права".
В приведенных суждениях допущено смешение понятий конституционализма как формы правления и как политико-правовой теории. Конституционализм - 1) это правление, реально ограниченное конституцией; это политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления; -2) это политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя
Понятно, что, придерживаясь научного анализа Зборовских и Белоцерковских документов, гетманских статей ХVІІ века, мы не обнаружим в них каких-либо юридических основ для развития конституционализма. А вот при анализе политико-правовых теоретических взглядов гетмана в изгнании Филиппа Орлика (годы жизни: 1672-1742) в его концептуальных положениях обнаруживается ряд действительно передовых для своего времени суждений о системе социальных, экономических и политико-правовых отношений, которые могут вести к установлению конституционного строя. Для твердого понимания этого вопроса не следует допускать распространенную ошибку - отождествление конституционного строя с государственным строем. В отличие от государственного строя строй конституционный всегда предполагает наличие в государстве конституции.
Настоящую, глубокую и научно выверенную оценку состояния права, правотворчества и развития правовой мысли в Украине в рассматриваемый период следует искать у академика Михаила Сергеевича Грушевского, Он подчеркивает, что одним из источников норм права в Украине по-прежнему оставалось обычное право, в развитии которого он выделял два русла. Первое - это многовековой опыт права, в котором сберегались такие социальные ценности, как взаимная помощь, взаимная поддержка, взаимная ответственность, взаимная выручка, взаимная защита от внешних и внутренних противников.
Второе русло содержало ценности бытия казачьих и крестьянских общин - военно-мужские общины, которые отражали реалии и ценности военной организации. Хотя казачьим нормам был присущ сословный эгоизм, и в первую очередь он был присущ казачьей старшине, казачьей верхушке. Источником права становились гетманские и полковничьи универсалы. Нормативные акты выдавала также общевойсковая Генеральная старшинская рада. Этим объясняется то обстоятельство, отмечает М. Грушевский, что на протяжении  нескольких сот лет на Украине  было характерно эклектическое (разрозненное, не приведенное в систему) соединение норм польского и литовского права, частично Магдебургского городского права.
Поэтому, по мнению М. Грушевского, не существовало права как системы. Сердцевину совокупности всех правовых норм составляло то, что было зафиксировано в народных традициях, в "Русской Правде". Генеральные универсалы - это не просто сохранение сословных привилегий, а использование норм польского права. Самое пагубное влияние на правоотношения в Украине оказывало именно польское право, поскольку оно ориентировалось на неограниченные привилегии шляхты. Это право было правом, обрекавшим государство на гибель, что и произошло с самой Польшей.
У казаков же с переходом власти в руки старшины ослабевали институты (органы) самоуправления. Слабым институтом гетманщины являлся суд. Судебных инстанций функционировало много, но они оставались плохо организованными. Компетенции каждой инстанции четко не фиксировались. В судах царили взяточничество, произвол, не было своего единого законодательства, использовались издания норм Магдебургского права и польского права.
М.Грушевский высоко оценивал реформы гетманов Павла Полубочка и Данилы Апостола, которые, по его мнению, привели в порядок судебную систему, и особо он выделял «Суд и расправу в правах Малороссийских». В этой связи студентам при подготовке к семинарским занятиям необходимо внимательно изучить вопросы, связанные с деятельностью вышеупомянутых Малороссийского приказа и Малороссийской коллегии - органов, в которых шла практическая работа, представлявшая собою попытку синтеза норм российского права и украинского. Если жестче выразиться, шел медленный процесс наложения норм российского права на украинские нормы, процесс постепенной замены их.
После усвоения общей характеристики украинского права следует перейти к его изучению по некоторым конкретным отраслям, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами. В условиях укрепления феодальных отношений развитие основных отраслей украинского права было направлено, в первую очередь и главным образом, на закрепление сословных привилегий новой генерации украинского «панства» - казацкой старшины. В гражданско-правовой отрасли основное внимание уделялось праву собственности на землю. По результатам Освободительной войны (национально-освободительной революции) происходило перераспределение земли, которая принадлежала польским магнатам и шляхте. Гетманскими универсалами и царскими указами она предоставлялась в собственность, прежде всего, казацкой старшине, украинской шляхте, монастырям. Наряду с традиционными способами приобретения землевладений (наследование, дарение, купля-продажа, обмен, освоение пустошей), появились новые: получение на ранг за службу, пожалование, давность владения, самозахват.
В правовом отношении все земельные владения разделялись на вотчины и держания (ранговые). Полково-сотенная система Гетманщины предусматривала распространение ранговых землевладений. Земля на ранг предоставлялась гетманами, полковниками, а также царским правительством за службу старшине в размере, который зависел от должностного положения, В наследство такие земли могли передаваться лишь при условиях, что потомки будут как и их предки нести службу. По «Решительным пунктам», выданным Д. Апостолу, (1728 г.) состоялась унификация поземельных прав шляхты и казацкой старшины с признанием возможности наследования имений. Со временем владельцы ранговых земель добились закрепления их в собственность, воспользовавшись для этого переходом казацкого войска в состав войска российского иррегулярного и уравнивания казацкой старшины в правах с российским дворянством. Уже земельным пожалованиям К. Разумовского придавались права «вечного и потомственного владения».
Крестьяне, которые жили на монастырских и господских землях, вскоре после войны приобрели статус подданных и только номинально считались пользователями чужой земли. Крестьянство казацко-старшинских владений пользовалось правом распоряжения землей значительно дольше, пока в XVIII ст. казацкая старшина не приобрела их в собственность. Крестьяне, которые жили на государственных землях, имея многочисленные обязанности перед государством, дольше всего пользовались правом владения землей. Это право могло быть у них и самым полным, то есть включать возможность, при определенных условиях, дарения, залога, мены, купли-продажи, завещания и других операций.
Рядовые казаки также потеряли полученное по результатам Освободительной революции право свободно распоряжаться своими земельными участками и имели право подворного землепользования наравне с государственными крестьянами.
Следовательно, во второй половине XVIII ст. в результате укрепления и расширения прав и привилегий крепостников вотчинная система землевладения утвердилась как преобладающая.
Распространение  товарно-денежных  отношений стимулировало развитие обязательственного права. Обязательства возникали из договоров купли-продажи, обмена, ссуды, аренды имущества, личного найма или причинения вреда, деликта. Справка. Деликтным правом в гражданском праве называется совокупность правовых норм, которые регулируют обязательства, возникающие из причинения вреда, и представляют собою часть норм обязательственного права. Правовыми гарантиями выполнения договорных обязательств являлись условия заключения договора при свидетелях, письменная форма договора, письменные удостоверения заключения договоров, записи в актовых книгах и тому подобное. Невыполнения договоров, как и обязательства из причинения вреда, предусматривали возмещение убытков имуществом или отработкой.
Нормы семейного права, установившиеся в ХVІІІ веке не претерпели изменений. Единственной формой брака признавался брак церковный. Гражданский брак законодателям был не известен. Брачно-семейные отношения, взаимные права и обязанности супругов традиционно регулировались преимущественно нормами обычного и церковного права в зависимости от вероучения (православного, римско-католического, еврейского иудейского и пр.). Обязательным условием заключения брака являлось согласие родителей. Брак без родительского благословения (одобрения) влек за собою лишение наследства. Согласие на брак детей не было обязательным условием брака, хотя оно, как правило, учитывалось. Брачный возраст, по традиции, для юноши 18 лет, для девушки - 16. Своды законов закрепляли принцип разделения имущества супругов. Уже при заключении брака невеста приносила приданое, а жених -вено.
Справка. Вено - термин древнеславянского брачного права. Он обозначал выкуп за невесту, который уплачивал жених, а также приданое, которое давалось за невестою. Чаще всего это было недвижимое имущество. Оно рассматривалось в качестве материальной гарантии прочности брака.
В случае смерти мужа или при расторжении брака по вине мужа это имущество оставлялось в собственность жены. С распространением российского законодательства жена потеряла право свободно распоряжаться своим имуществом. Бракосочетание с мужем другого сословия изменяло социальный статус женщины.
Наследственное право. Наследование, то есть переход прав и обязанностей умершего (наследодателя) к его наследникам осуществлялось по закону (обычаю), и по завещанию. После отца имущество наследовали сыновья, при отсутствии их - дочери. Сыновья наследовали землю, разделив ее на равные части. Самый молодой сын наследовал также родительский дом. Личное имущество матери наследовали дочери. Внебрачные дети не имели права наследовать родительское имущество, они наследовали лишь личное имущество матери. Братья, унаследовав имущество родителей, выделяли сестрам долю на приданое.
Уголовное право - это та отрасль права, которая объединяет такие правовые нормы, которые устанавливают, какие деяния являются преступными и какие наказания, а также иные меры уголовно-правового воздействия применяются к лицам их совершившим. Обратите внимание на самую характерную черту в развитии правового процесса в Украине: уголовное право эволюционировало от частноправового к публично-правовому характеру регулирования.
Субъектом преступления признавались лица любого сословия, достигшие 16-летнего возраста. Кроме случаев, так называемых, «частных преступлений», когда виновный подлежал наказанию возобновленного домениального, то есть частного помещичьего суда феодального владельца. Уголовные преступления рассматривались публичными судами. Психически больные не освобождались от уголовной ответственности, но состояние это учитывалось как смягчающее вину обстоятельство. Состояние опьянения признавалось обстоятельством,   отягчающим ответственность.
В определении понятия преступления уже учитывалась как формальная сторона, то есть уголовная противоправность деяния, так и его материальная сторона, то есть общественная опасность.
Преступления делились по объекту посягательств. В силу феодально-крепостнической догмы права на первое место ставились преступления против религии, государственной власти и военной службы, против феодально-сословного порядка общества. Преступлением также считалось причинение вреда жизни, здоровью, чести, имуществу личности.
Различались умышленные и неумышленные преступления. Смягчавшими вину обстоятельствами признавались крайняя нищета, голод, провокация, малолетство и др. Законы учитывали необходимую оборону и случай. Они освобождали от ответственности.
Справка. Случаем в гражданском праве признается обстоятельство, наступившее без вины должника и кредитора и отрицательно отразившееся на исполнении обязательства. Случай освобождает должника от имущественной ответственности.
Постепенно детализируются такие понятия уголовного права, как покушение на преступление, рецидив преступления, соучастие в преступлении, то есть умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления Тяжесть наказания дифференцировалась с учетом распределения ролей в совершении преступления: исполнитель, организатор, подстрекатель или пособник.
Особо тяжкими преступлениями признавались преступления против государственной власти. Объектом посягательства для таких преступных деяний считались основы феодального строя, безопасность государства, нормальное функционирование органов государственной власти, установленный порядок государственного управления, интересы военной службы и феодального суда. Чаще всего обвинение квалифицировалось упрощенно, как государственная измена, оскорбление гетмана или русского царя (императора), продажа врагу свинца, пороха ("зелья"), оружия, фальшивомонетничество и др. За государственные преступления преступники осуждались на смертную казнь с конфискацией имущества. Наиболее тяжким видом преступления признавалось гайдамачество. С распространением в Украине российского законодательства, начиная с середины XVIII в., применяется ссылка на каторгу, преимущественно в Сибирь.
Справка. 1. Гайдамаки - участники народно-освободительных движений в ХVІІ - ХVІІІ вв., направленных главным образом против национально-религиозного гнета. Отряды гайдамаков состояли из крестьян, батраков, ремесленников. Наряду с украинцами в отрядах гайдамаков участвовали белорусы, поляки, молдаване, русские старообрядцы, солдаты, донские казаки. Движение гайдамаков пользовалось поддержкой крестьянства и казачества Левобережной Украины, входившей в состав Российского государства, вследствие чего российская власть активно участвовала в подавлении выступлений гайдамаков.
2. Гайдамаки - в период гражданской войны 1917 - 1918 гг. -войска украинской Центральной Рады, а также отряды С. В. Петлюры и П.П. Скоропадского.
Религиозными преступлениями признавались кощунство (насмешка над религиозной святыней, оскорбление чьих-либо религиозных чувств), вероотступничество (вероотступник - человек, который отрекся, отошел от веры или от вероисповедания), колдовство (по старинным суеверным представлениям - магические приемы, с помощью которых якобы можно воздействовать на людей и природу). Они традиционно карались смертной казнью. В смягчающих вариантах проявления - телесными наказаниями, лишением прав состояния и изгнанием из церковных общин.
Преступления против личности также относились к тяжким по объекту посягательства видам преступлений.
Таковыми признавались преступления против жизни и здоровья (убийство, нанесение телесных повреждений и побоев, истязание). Убийства карались смертной казнью, способ которого зависел от судебной квалификации преступления. Отягчающими обстоятельствами считались наличие намерения, рецидива, профессиональности. Влиял на приговор и объект преступления, то есть охраняемые законом общественные отношения, на которые посягает виновный. К убийцам родителей, младенцев, стариков, а также за совершение заказного убийства, отравление применялась, как правило, квалифицированная смертная казнь. С расширением прав и привилегий феодальных сословий ужесточались наказания за оскорбление их чести и достоинства.
К имущественным преступлениям относились кражи, ограбления, поджоги и другие способы уничтожения чужого имущества. Эти преступления, в зависимости от нанесенного вреда, ущерба, убытков, подразделялись на преступления тяжкие и небольшой тяжести (разделительной границей признавалась стоимость вреда в 20 руб., по меркам того времени - сумма значимая).
Справка. Обратите внимание, что в современной юридической литературе, судебной и арбитражной практике понятия "вред", "ущерб", "убытки" чаще всего употребляются как синонимы. Между тем понятия "вред" и "убытки" не совпадают. Понятие "вред" более широкое, он может быть и имущественным и неимущественным (вред, причиненный личности). Под имущественным вредом понимаются имущественные (экономические) последствия правонарушения, имеющие стоимостную форму. Денежную оценку имущественного вреда называют "ущербом".
Всевластие управленческого аппарата и сословный его подбор вели к повсеместному распространению должностных преступлений, в первую очередь к взяточничеству и казнокрадству. Поэтому имущественные и должностные преступления при отягчающих обстоятельствах карались повешением. При иных обстоятельствах -заключением в тюрьму, телесными наказаниями, штрафами, конфискациями имущества.
Отдельную группу  правонарушений составляли преступления против семьи и морали. За супружескую измену, многоженство, кровосмешение, искусственное прерывание беременности, как правило, отрубали голову. Застигнутого прелюбодея муж имел право убить. Наказания за изнасилование, скотоложство (зоофилия), похищения женщины, внебрачные отношения, колебались между квалифицированной смертной казнью и телесными публичными наказаниями.
Целью системы наказаний было устрашение и физическое уничтожение преступников, публичное причинение им мучений с целью устрашения общества, возмещение вреда, нанесенного преступными действиями, предотвращения новых преступлений. Подобно европейским и российским имперским законодателям того времени украинские законодатели тоже еще не нашли более высокого нравственного начала чем месть и устрашение. Узаконенное устрашение, возведенное в систему и производимое судом и палачами с целью охраны общества, оказывалось недействительным и пагубным для общественной нравственности.
Высшей мерой наказания устанавливалась смертная казнь.
Смертная казнь, как и в петровском законодательстве, подразделялась на простую (отрубание головы, вешание, расстрел) и квалифицированную (четвертование, колесование, утопление, сожжение, сажание на кол, подвешивание на крюк, закапывание живьем в землю, заливание горла расплавленным металлом). Самой позорящей формой наказания считалось повешение. К тому же суду предоставлялось право дополнять его мучительными и позорящими действиями, как до наступления факта смерти, так и над трупом умерщвленного.
Следуя традициям античного и средневекового права, украинские законодатели и суды сохраняли телесные наказания. Эта мера заключалась в причинении осужденному физических мук. Телесные наказания подразделялись на членовредительные - урезание языка, вырывание ноздрей, отрубание руки, отрезание носа, уха; болезненные - битье кнутом, плетью, батогами (вид палки), розгами; позорящие - выставление у позорного столба на площади (шельмование), сажание на деревянную кобылу; клеймение.
Справка. Петровские и послепетровские имперские нормы уголовного права, требовавшие не щадить преступников в судебных приговорах и при исполнении судебных решений, устрашать общество, впервые официально смягчаются указом Императора Александра 1, запретившего применение пытки, "чтобы само применение пытки, стыд и укоризну человечеству наносящее, изглажено было из памяти народа". Законом 1817 г. были отменены такие наказания преступников, как рвание ноздрей, жестокие истязания на каторжных работах. Телесные наказания как мера существовали в праве европейских стран до начала XX века. В Украине и в Российской империи частично отменены в 1863 г. Окончательно как мера уголовного наказания окончательно были отменены в 1904 году. На территории Чечни после временного прихода к власти генерала Джохара Дудаева телесные наказания были восстановлены. Производились публично и с демонстрацией по телевидению.
В настоящее время телесные наказания продолжают применяться в развивающихся государствах, прежде всего в тех, где действуют нормы шариата (свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных в Коране и суннах).
Одной из самых распространенных мер наказания стало лишение свободы путем заключения осужденного в тюрьму или ареста. Заключение в тюрьму верхнюю назначалось на небольшие сроки. Это наказание считалось легким. Тяжкой формой наказания являлось содержание в «тюрьме исподней», подвальной. Это, как правило, были подземные камеры при ратушах. Ратушами назывались в ХVІІІ в. органы городского самоуправления и сами здания, в которых эти органы размещались. К тому же такое наказание считалось более позорящим. Арест же применялся преимущественно к шляхте и казачеству.
Как дополнительные наказания применялись изгнания из общества, отзыв обиды, публичная просьба о прощении. Получило распространение церковное раскаяние, которое как дополнительное наказание применяли за преступления против семьи и человечности.
Справка. Обида - это определение преступления по нормам "Русской правды". Следует иметь в виду, такое определение было не формальным (противоправным), а материальным, то есть расценивалось как причинение морального и материального ущерба конкретному лицу. При этом уголовное правонарушение не отграничивалось от гражданско-правового нарушения.
Каяться - означало сознавать свой поступок; жалеть о том, что сделал; корить самого себя со смирением. Обычно в большие праздники провинившийся, грешник, стоя в церковных дверях, публично каялся в своей вине.
В процессуальном праве не было четкого деления на уголовно-процессуальное право и гражданско-процессуальное. Однако в XVIII ст. проявляется тенденция применения обвинительно состязательного процесса при рассмотрении гражданских дел и инквизиционного процесса при рассмотрении дел криминальных. Процесс в гражданских делах начинался с искового заявления, которое
уже во время гетмана Д. Апостола должно было подаваться в письменной форме. Уголовные дела возбуждались пострадавшими, заинтересованными лицами или государственными органами. Судебными доказательствами, то есть фактическими данными, которые имеют значение для разбирательства дела, признавались: собственное признание, показания сторон, показания свидетелей, вещи, документы, присяга. На стадии предварительного следствия в уголовных делах для получения доказательств могли применяться пытки и избиение. От них освобождались лица привилегированных сословий и духовного сана. Решение и приговор могли обжаловаться в вышестоящие инстанции. При судах действовали адвокаты. Судебные решения выполняли специальные судебные исполнители - возни.
В заключение еще раз подчеркнем, что при всей специфике норм украинского права, после вхождения Украины в состав России на правах автономии Украина неуклонно теряла свои автономные права. Своды ее правовых норм начинали все больше унифицироваться под нормы общероссийского права. А затем в Украине применяется система норм Российской империи, система норм абсолютистского государства, действовавших до начала XX века. А это означало, что на украинское население распространялись все общероссийские повинности, общероссийские механизмы центрального государственного и местного управления, общероссийская судебная система.
Во второй половине ХVІІІ века, в период Просвещенного абсолютизма, была проведена основательная кодификация прав и свобод дворянства, что положило начало медленному формированию гражданского общества в Российской империи, а тем самым и на территории Украины, как ее части. Целое сословие в Украине -дворянское - стало субъектом хозяйственной и политической деятельности, субъектом права.
Сравнивайте. Политическая эволюция Англии тоже начиналась с предоставления определенного объема прав и свобод не всем сословиям, а в первую очередь и более всего, высшему дворянскому сословию - баронам (вчитайтесь в статьи 12-ю и 14-ю, 39-ю и 40-ю ''Великой хартии вольностей"). В Западной Европе гражданское общество начиналось с завоевания прав и свобод средним сословием полутора тысяч городов (наиболее полная их кодификация -Магдебургское право). А затем потребовалась Французская революция и последовавшие за нею радикальные законодательные акты.
Консолидация многонационального российского дворянства, предоставление ряда экономических свобод торгово-предпринимательскому сословию городов во второй половине ХVІІІ в. позволили Российской империи добиться выдающихся успехов на внешнеполитической арене. Россия закрепилась на Черном море; были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Екатерина 2-ая содействовала освободительной борьбе балканских народов. Россия приняла под свое покровительство Восточную Грузию. Вместе с Австрией и Пруссией Екатерина 2-ая произвела три раздела Речи Посполитой. В итоге к 1797 году были ликвидированы остатки польской государственности, упразднено польское гражданство, из титулов российской знати исключено самое упоминание о Польше. Польский король еще за два года до того отрекся от престола.
Возведение и бурное развитие портовых городов, Херсона, Николаева, Севастополя, Одессы, создание сильного флота на Черном море, хозяйственное освоение Северного Причерноморья и Крыма изумили даже австрийского императора Иосифа 2-го, путешествовавшего вместе с Екатериной 2-ой по югу Украины. "Какое странное путешествие, - говорил он французскому посланнику в России графу Сегюру, - Кто бы мог подумать, что я вместе с Екатериной 2-ой буду бродить по татарским степям! Это совершенно новая страница истории!" Сам же граф Сегюр свое пребывание в Крыму называл сказкой из восточной "Тысячи и одной ночи". Таким образом, для украинского населения на многие десятки лет были обеспечены внешняя безопасность с Запада и Юга, а его предпринимателям - выход на мировые торговые дороги Черного и Средиземного морей, созданы важнейшие условия развития украинской нации.
Наряду с этим, следует объективно видеть, что все эти внутрисословные "прогрессы" и внешнеполитические успехи сопровождались расширением и углублением крепостничества, ликвидацией Магдебургского (городского европейского) права, что в перспективе должно было привести к глубоким социальным кризисам. Иными словами, решение проблем завоевания гражданских свобод для всех сословий, кроме дворянского, оставлялось на решение поколениям следующих столетий. И в этих поколениях объективно не могли не вызревать ряды радикалов, революционеров, экстремистов -как реакция на произвол "просвещенных" екатерининских законов. Порки на конюшнях, бессудные ссылки в Сибирь и на каторгу, отдача "во всякое время в солдаты" по барской прихоти, по самодурству, по дурной барской воле. Крепостнические антигуманные права дворянства на труд, на собственность и на личность крестьянина были расширены до пределов, фактически стиравших не только правовые границы, но и морально-этические границы, за которыми начиналось худшая форма рабства.
Подводя итоги развитию права и правовой науки к концу "просвещенного" правления Екатерины 2-ой, необходимо подчеркнуть следующее. В ХVІІ в. Россия была феодальной страной со слабой правовой регламентацией. К концу ХVІІІ ее главным отличительным признаком стало то, что она представляла собою могучую военную империю. Государственные и судебные должности занимали в основном офицеры из дворян, получавшие военное образование, но не имевшие образования юридического.
Самодержавную власть устраивал послушный, легко управляемый военизированный государственный аппарат. Он действовал на основе принципов не разграниченного публичного и частного права. В силу этого административное управление и отправление правосудия совпадали друг с другом. То есть наказание налагалось и осуществлялось в административном порядке. Император Петр 1-ый мог лично допрашивать, судить и предать казни любого высокопоставленного чиновника, не исключая и собственного сына-наследника престола. Дворянам Екатерины 2-ой такое самоуправство в массовом масштабе уже не угрожало. Однако раздача (непотизм) императрицей земель, высших и доходных должностей, дорогих дворцов оставалась обычным явлением.
Справка. Непотизм (от лат. nepos, nepotis - внук, племянник) - 1) раздача римскими папами доходных должностей, высших званий, земель своим родственникам для укрепления собственной власти. 2) служебное покровительство родственникам и своим людям, кумовство.
Несмотря на целое столетие реформирования, уровень правовой грамотности российского общества оставался низким. Сравните. Болонский юридический университет в Италии возник вХів. ВХІІІ веке в нем изучали римское и каноническое право уже десять тысяч студентов почти из всех стран Европы. В России только в 1755 г. были учреждены две первые профессорские должности по праву. Начатое через пятнадцать лет преподавание русского права в Московском университете ограничивалось изучением военных и морских артикулов. "Поэтому, - полагает Э. Аннерс, - о наличии самостоятельной национальной юридической науки западного уровня в России того времени говорить не приходится". Трудности выхода из низкого уровня правовой грамотности общества усугублялись еще и тем обстоятельством, что тексты законов и сборники правовых актов, равно как и книги, было трудно достать. Для основной массы населения они вообще оставались недоступными из-за их дороговизны.


Более старые статьи:

 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить