Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ СТРОЕ И ПРАВЕ В УКРАИНЕ В УСЛОВИЯХ ЭВОЛЮЦИИ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ РОССИИ К АБСОЛЮТИЗМУ (СЕРЕДИНА XVII- XVIII вв).

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ СТРОЕ И ПРАВЕ В УКРАИНЕ В УСЛОВИЯХ ЭВОЛЮЦИИ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ РОССИИ К АБСОЛЮТИЗМУ (СЕРЕДИНА XVII- XVIII вв).
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ СТРОЕ И ПРАВЕ В УКРАИНЕ В УСЛОВИЯХ ЭВОЛЮЦИИ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ РОССИИ К АБСОЛЮТИЗМУ (СЕРЕДИНА XVII- XVIII вв).


Эту объемную и насыщенную сложными теоретическими проблемами тему целесообразно изучать по такому плану:
1. Изменения в правовом положении населения Украины в составе России.
а) Общественное устройство.
б)  Укрепление феодального землевладения.
в) Правовое положение шляхты, духовенства, купечества.
г) Правовое положение казаков, городского населения, крестьян.
2. Форма политической организации сословно-представительной монархии.
3.  Форма политической организации (основные черты) абсолютизма.
4. Новации в правоотношениях в Украине в условиях абсолютной монархии.
Руководители национально-освободительной войны, или революции, а также привилегированные слои населения не собирались менять общественно-политический строй на освобождаемой от поляков территории. Тем не менее, изменения вносила сама жизнь и во вновь формировавшиеся правоотношения в процессе освобождения от прежнего государственного, общественно-политического и религиозного режима Польши. Наиболее существенные изменения происходили в основном при двух гетманах - Иване Самойловиче и Иване Мазепе. Характер изменений, и это вполне понятно, зависел от того очевидного фактора, что на Правобережной Украине продолжалось господство Польши и польского законодательства, на Левобережной - усиливалось подчинение Украины нормам российского государственно-административного управления и нормам российской правовой системы.
Гетманы и властная верхушка были абсолютно убеждены, что никаких изменений в социальном строе быть не должно. На Правобережной Украине основная часть польских магнатов была изгнана еще в ходе военных действий. Но при власти гетманов, придерживавшихся польской ориентации, уступки сохранялись. Гетманы польской ориентации удерживали власть, несмотря на протесты трудового населения и казачества, за счет достижения компромисса между казачеством и польским правительством.
В ходе войны в Украине произошла огромная убыль населения, возник огромный свободный земельный фонд. Было много земли, которой фактически владели крестьяне, мещане, казаки, монастыри, церковь, и которые были сравнительно независимы от господ. Постепенно, во второй половине XVII-XVIII веков, на этих землях восстанавливается прежнее по правовой сути крепостническое землевладение. Восстанавливаются и былые нормы социальных отношений, только с незначительными изменениями в сословной структуре и экономике. Церковь и монастыри также сохранили свои земельные владения. Более того, они обновили владельческие документы, получили новые правовые акты, подтверждавшие их прежние собственнические привилегии. На Правобережной Украине польских магнатов заменила казацкая старшина и интеллигенция. Они получили правовые акты на земельные владения с мотивированием их действительных или мнимых заслуг в годы освободительной войны.
Левобережная Украина оказалась в фактическом подчинении российскому правительству. Следует обратить внимание на расчетливый подход московских властей к введению новых форм государственного управления, судопроизводства и правового регулирования общественных отношений, обеспечивавших сравнительно безболезненную постепенность инкорпорации Украины в состав страны, искавшей собственный путь цивилизационной модернизации. Авторы академического курса В.А.Таций и А.Й. Рогожин подчеркивают: "Общие правовые нормы Российского государства на территории Гетманщины до конца ХVІІ столетия не вводились. Имели силу только те правовые акты, которые российские власти специально издавали для введения в Украине. Однако в Слободской Украине российское законодательство вводилось активно и вытесняло нормы обычного права" (см. стр. 260).
Атаманы, старшина, гетманы Иван Самойлович и Иван Мазепа беспрекословно выполняли требования царей. Они охотно меняли прерогативы автономии Украины на личные имущественные, сословные и честолюбивые привилегии. Не случайно и Самойлович (гетман с 1669 по 1672 гг.), и Мазепа (гетман с 1687 по 1708 гг.) официально признавались "любимчиками" российских властей. Из Москвы в Украину переселялось много служилых (военных) людей. Они приходили на должности воевод, командиров полков и получали свободные земли (не имевшие барина, но заселенные крестьянами).
Московское правительство, особенно во время правления императрицы Екатерины 2-ой (1762 - 1796 гг.), оказывало давление на гетманов и старшин, периодически намекая, что они неправомерным путем захватили слишком много земель. Старшины, боясь пересмотра владельческих прав, верноподданнически отступали от автономии. Таким образом, в Украине формировалась пророссийски настроенная должностная аристократия.
Формирование абсолютной монархии в России обернулось трагически для всех "вольных" казацких общин: уральской, донской, запорожской. До последней четверти XVII века казачьи общины фактически обладали относительной автономией. Сношения с ними осуществлялись через посольский приказ.
Справка. Посольский приказ - это один из центральных государственных органов России в середине ХVІ - начале ХVІІІ в. Он осуществлял общее руководство и текущую работу по сношениям с иностранными государствами и приграничными кочевыми народами. Образован в 1549 г, упразднен в 1720 г. Заменен Коллегией иностранных дел.
Казачьи общины получали военно-политическое покровительство во взаимоотношениях с соседними государствами и кочевыми народами. Власти помогали им свинцом, порохом и военной поддержкой. В свою очередь атаманы общин признавали суверенитет какого-либо государства: донцы и уральцы, несомненно, Московского, запорожцы признавали покровительство то Польши, то Москвы Но случалось, что вступали в союз с Турцией и против Польши, и против Москвы.
Казаки - это военно-служилое, относительно привилегированное сословие. Его главная привилегия - свобода от крепостничества. Доступ в казачье сословие был широко открыт, пока существовала казачья общинная организация, пока они не подпали под государственную власть. Затем доступ в казачество постепенно сужается, к концу ХVІІ века свободный доступ юридически закрывается совсем. Его регулирование становится исключительной прерогативой государственного военного ведомства.
Численность украинского казачества возрастала во время военных действий и резко падала в мирное время. Среди казаков устанавливаются звания. У поляков были реестровые казаки, у царского правительства они также получали жалование. Звания, а соответственно и привилегии, раздавал гетман: - бунчуковые (самые высокие), войсковые, значковые.
Со временем казачьей аристократии оказалось недостаточно материального и тщеславного удовлетворения за счет получения собственных сословных званий и привилегий. Она добивается российских дворянских званий. В 1687 году московское правительство на практике приравнивает старшину к служилым дворянам, в конце XVIII века, при Екатерине 2-ой закрепляет эту привилегию юридически.
На Правобережной Украине для юридического оформления шляхетских привилегий использовались нормы Литовского Статута -кодекса феодального права 1588 года. На Правобережной - Соборного Уложения 1649 года, этого кодекса русского феодального права, и Жалованной грамоты дворянству. Жалованная грамота дворянству, изданная в 1785 г. правительством Екатерины Второй, представляла собою   систематический   свод   дворянских   привилегий и подтверждение всех ранее присвоенных дворянских льгот. Жалованная грамота дворянству была тесно связана с рядом предшествовавших законодательных актов, в которых утверждались дворянские права. Важнейшим из них стал ''Манифест о вольности дворянства " 1762 года. Земельные владения дворянства росли также и за счет захвата свободных земель, скупки их за деньги.
Справка. Дворянство - это одно из высших сословий феодального общества (наряду с духовенством). Оно обладало закрепленными в законах и передаваемыми по наследству привилегиями. Основой экономического и политического влияния дворянства являлась собственность на землю. В России дворянство зародилось в ХІІ - ХІІІ веках и окончательно сложилось к концу ХVІІІ века. Как сословие ликвидировано после октябрьского большевистского переворота 1917 года. Следует также иметь в виду, что привилегия - это не заслуженное вознаграждение, не плата за труд или службу, не гонорар. Привилегия представляла собою именно сословное преимущество, то есть исключительное право, предоставлявшееся дворянам в отличие от других сословий. При Петре Первом был введен институт личного дворянства. Сделано это было с целью ослабить замкнутость дворянского сословия и предоставить доступ в него людям низших сословий за личные выслуги на военной и гражданской службе. Звание личного дворянина переходило на всех детей, родившихся после получения отцом этого достоинства. Более того, отцу предоставлялось право ходатайствовать о возведении в дворянское достоинство одного из детей, рожденного до получения им дворянства.
Изучая политические привилегии дворянства, следует обратить внимание на те права, которые предоставлялись только этому сословию, и которые можно уже рассматривать как гражданские
права. Интересна в этом отношении Жалованная грамота российскому народу, подготовленная в 1801 году. И хотя она как Коронационная грамота императора Александра 1, как первый конституционный проект не была провозглашена, однако содержавшиеся в ней правовые нормы судопроизводства в правительственной практике стали соблюдаться. В наборе новых прав законодательно закреплялись следующие: признание гражданина преступником и лишение его прав только по решению суда; право отвода судей и избрания защитников; содержание под стражей без предъявления обвинения не свыше трех дней; право на освобождение под поручительство (за исключением обвинений в убийстве и оскорблении монарха); запрет привлекать к суду вторично по одному и тому же делу; равенство сторон при спорах с казной; отмена конфискации имений как меры наказания.
Таким образом, должности и власть предоставили казацкой старшине Украины фактическую и юридическую возможность инкорпорироваться и консолидироваться в единое общероссийское сословие крупных землевладельцев, величать себя шляхетством.
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству на жителей украинских городов начали распространяться нормы Жалованной грамоты городам 1785 года. Официальное название законодательного акта императрицы Екатерины 2-ой - "Грамота на права и выгоды городам Российской империи". Его нормы регулировали экономическое и правовое положение городского населения, а также работу органов городского самоуправления. К 1785 году Правительствующий Сенат, так назывался в то время высший государственный орган, подчиненный императрице, завершил разработку "Плана о выгодах и должностях купечества и мещанства". В нем впервые было дано более конкретное определение мещанства как социальной категории городского населения. "Мещанам принадлежат все художества и науки, а также мастерства и ремесла"; за ними закреплено право мелкого торга в городах, содержания трактиров, погребов, цирюлен и прочего, им разрешалось быть приказчиками и прочими.
С тех пор, то есть с 1775 и до 1917 г. мещанами считалось, определяя коротко, все податное сословие из числа бывших посадских людей. Мещане объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. Высшим органом городского самоуправления считалось "собрание градского общества", созывавшееся один раз в три года. Другим общегородским
органом была "общая градская дума", представлявшая собою постоянно действующее учреждение. Оно состояло из городского головы и шести гласных (членов-депутатов). В выборах гласных принимали участие только владельцы недвижимости, промышленники и торговцы. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты (упразднены судебной реформой 1864 г.). Несмотря на то, что Жалованная грамота городам несколько расширяла круг избирателей, тем не менее, сохранялась и утверждалась значительная сословная дифференциация. Все горожане делились на шесть разрядов: 1) "настоящие городские обыватели" - это владельцы недвижимости в городе из числа дворян, чиновников, духовенства; 2) купцы трех гильдий (гильдии существовали с ХVІІІ в. - 1917 г. как сословные объединения купцов; делились по размерам капиталов); 3) ремесленники, записанные в цехи; 4) иностранцы и иногородние; 5) "именитые граждане" ; 6) "посадские" - все прочие жители, которые "промыслом, рукоделием или работою кормятся в том городе".
Справка. Именитые граждане в Российской империи в 1785 - 1832 годах - зто сословная группа городского населения состоявшая из лиц свободных профессий и (до 1807 г.) верхушки купечества. В 1832 г. категория "именитых граждан" упразднена с введением звания почетных граждан.
Положение украинского крестьянства осталось практически неизменным - бесправное, безземельное, оно оказалось во власти новых господ. Единственным избавлением от гнета новых господ был бы уход в казаки. До полного распространения на Украину норм Соборного Уложения 1649 года сама Украина, в первую очередь Поднепровье, еще оставались привлекательными местами, куда массами бежали не только украинские, но и российские крепостные крестьяне и иные категории закрепощенного люда. Это объясняется практическим распространением на великорусское крестьянство тех ужесточенных норм Соборного Уложения 1649 года, о части которых мы говорили в предыдущей беседе.
Суть ужесточения заключалась в том, что, помимо отмены каких бы то ни было сроков сыска беглых, новый кодекс строго запрещал человеку любого сословия принимать чужих крестьян и держать их за собой. Уложение распространило также юридическое прикрепление на жен, детей, братьев, племянников, и всех родственников крестьянина, считавшихся прежде вольными людьми. На крестьян возлагалась также ответственность за долги их владельцев, а владельца сделало ответственным за выполнение государственных повинностей крестьянами. Помещикам и вотчинникам правительство предоставило широкую власть над личностью прикрепленного к ним крестьянина. Со второй половины ХVІІ в. в практику все больше и больше входят всевозможные сделки на крестьян, свидетельствовавшие о превращении их в рабов почти классического типа. Владельцы меняют их, закладывают, дарят, продают, бесконтрольно распоряжаются трудом и продуктами труда крестьян, облагают сборами, а за ослушание карают вплоть до битья кнутом.
Поэтому крестьяне, как свидетельствуют документы, укрывались не только на Дону, Нижней Волге и Урале (Яике), но и в Украине, где нормы Уложения еще только внедрялись. Ответом российского населения на усиление крепостнического гнета явилась серия крестьянских восстаний. Высшим проявлением антикрепостнической борьбы стала Крестьянская война под предводительством Степана Разина (1668 - 1671 гг.). Не случайно царское правительство с большой тревогой следило за реакцией украинского населения на борьбу разинцев, о чем свидетельствуют документы, сохранившиеся в Малороссийском приказе (центральное правительственное учреждение по управлению украинскими землями с 1663 по 1722 год).
Атаманам направлялись требования отряжать верных правительству украинских казаков на борьбу против разинцев. В свою очередь С. Разин предпринимал попытки найти союзников в Украине. Опасность такой антифеодальной солидарности украинского и российского многонационального крестьянства явилась одним из стимулов для ликвидации российской властью "вольных" казачьих общин не только в Украине, но и на Дону, и на Урале (конец ХVІІ -начало ХVІІІ в.). Чтобы некуда было крестьянину и холопу укрыться от власти феодалов и их государства. И, подчеркнем, ликвидированы не по причинам какой-либо этнической неприязни, как полагают некоторые авторы, а по мотивам социально-политического характера, как противоречившие самой сути крепнувшего абсолютизма и феодально-крепостнической системы общественных отношений.
При Петре 1-ом (царь с 1696, император с 1721 по 1725) процесс закрепощения крестьянства заканчивается почти повсеместно. После ряда кровавых наездов "розысчиков" (карателей из числа царедворцев) крепостничество распространяется на Донскую казачью общину и на Яицкую (Уральскую). Петровское законодательство ужесточает карательные меры, широко применяя устрашающие нормы    уголовного    законодательства.    Указами    1704    года устанавливается смертная казнь за укрывательство беглых, а в 1706 году эта мера дополняется конфискацией половины имения на государя и отдачей другой половины владельцу (хозяину) беглых крестьян.
Ответом на крепостническую политику Петра 1-го явилось Булавинское восстание, после подавления которого крепостное право вступило в новый этап своего развития. В ХVІІІ в. закрепощение ("похолопливание") привело к слиянию отдельных разрядов сельских жителей в единую категорию крепостных крестьян. При преемниках Петра 1 принимаются законы, которыми ограничивалась общая гражданская дееспособность крепостного человека. В 1730 г. крепостного лишают права приобретать недвижимое имущество. Указом 1760 г. помещики наделяются полицейской властью, получают право карать крепостных, отправлять в ссылку с обязательным поселением в Сибирь (между прочим, заметим, что в советском уголовном законодательстве ссылка сохранялась да 1992 г.). С 1767 г. крепостным было категорически запрещено подавать властям какие бы то ни было жалобы на помещиков.
Ответом на крепостническую политику "просвещенной" и "либеральной" императрицы (с 1762 по 1796 гг.) поднялась третья Крестьянская война в России, известная под названием восстание Пугачева (1773 - 1775 гг.). После его подавления помещикам по указу 1779 г. было предоставлено право ссылать крепостных "за "дерзость" не только в Сибирь, но и на каторгу. А также "во всякое время отдавать в солдаты". Заметим, что срок солдатской службы в то время - 25 лет. Именно "просвещенная и либеральная" императрица распространила все нормы крепостнического российского законодательство на украинское крестьянство.
***
Изучение 2-го, 3-го и 4-го вопросов нашей темы желательно начать с уяснения основных черт абсолютизма и его отличий от сословно-представительной монархии. Процесс изменения управления Украиной (административно-политического устройства) со времени вхождения ее под протекторат России в учебной литературе изложен достаточно подробно. Однако студенты, как правило, слабо или совсем не уясняют теоретическое содержание эволюции государственного строя Российской империи от сословно-представительной монархии к абсолютизму и от военно-имперского абсолютизма Петра I к просвещенному абсолютизму Екатерины II.
Справка.   Абсолютизм,   абсолютная   монархия   -   это разновидность авторитарного режима, форма государства, возникающая, как правило, в условиях разрушения традиционного общества. Происходит обычно на фоне смут, жесточайших противостояний с целью их прекращения. При абсолютной монархии государство гарантирует сословиям соблюдение их сословных прав и привилегий, а монарху принадлежит суверенитет, или неограниченная верховная власть. При абсолютизме достигается высшая степень централизации, создаются постоянная армия и полиция, деятельность же представительных сословных органов прекращается.
Чтобы проследить процесс развития исторических типов монархии в Украине и в России по ступеням означенного в справке направления, студенту следует вспомнить, что государство Киевская Русь первоначально сформировалось как вотчинное государство при решающем воздействии на этот процесс чужеземного завоевания. Великий князь-вотчинник (Ярослав Мудрый) вслед за Владимиром начал деление великого государства между наследниками по вотчинному праву.
1547 год - это год официального оформления Московского царства (год венчания Ивана IV на царствие). "Венчание" означало, что пришел конец удельным княжествам. В кровавом насилии рождалась новая форма государственной власти - самодержавие. Властные прерогативы самодержца не ограничены. Он сосредоточивает в своих руках нераздельную законодательную, исполнительную, судебную, военную, духовную власть.
Самодержцами были уже и Иван III (1440 - 1505 гг.) и Иван IV (1530 -1584 гг.), однако существовавшую при них форму политической организации еще не следует считать абсолютизмом. И вот почему. Самодержавная власть действительно сосредоточивалась в руках этих царей, но старые традиции властвования частично сохранялись. То были традиции государства-вотчины. И еще: по ряду причин в конце XVI - начале XVII веков центральная власть распадается, наступает хаос. Русью в период Смутного времени (примерно, с 1584 по 1613 год) правили все, кто имел оружие и политическую дерзость. После изгнания поляков и шведов на всесословном Земском соборе "всем миром" был избран свой царь Алексей Михайлович, молодой, без опыта государственного управления, но "свой". Укрепляется Боярская дума. Возрастает роль Земских соборов и Боярской думы.
В XVII веке сформировалась сословно - представительная монархия с Боярской думой. Но постепенно, в течение XVII века, роль Земских соборов «сходит на нет», их созывают реже, представительный состав ограничивается, а дума превращается в исключительно совещательный орган при монархе.
Первый абсолютный монарх в России - Петр 1-ый, абсолютизм которого складывается под влиянием внутренних и внешнеполитических факторов. Конец XVII-XVIII века - это время абсолютных монархий в Европе, а не только в России. Обратите пристальное внимание на тот исторический факт, что в условиях острого противостояния государств выживали именно государства с такой формой политической организации как абсолютные монархии.
Внутренним фактором, обусловившим формирование абсолютизма, являлось то обстоятельство, что старая система управления, государственно-вотчинная, с ее местничеством, исчерпала себя, стала неэффективной.
Справка. Местничество - система распределения служебных мест при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения (по знатности рода, "по породе") и служебного положения предков человека, а также прецедентов его собственной служебной карьеры. Существовало сХІVв. по 1682 год.
Петр 1-ый в основу реформирования государственного аппарата и права положил шведское административное право. Среди огромного количества реформаторских актов основополагающими следует считать - Генеральный Регламент и Устав 1720 г., Табель о рангах 1722 г. и Духовный Устав. В Генеральном Регламенте и Духовном Уставе прямо записано, что власть царя происходит от Бога. Таким образом, Петр I обосновал свое право на сосредоточение в своих руках законодательной, исполнительной, судебной, военной и духовной власти.
Студент может конкретно представить глубину тех изменений в системе властвования и управления страной, которые и позволили Петру Первому достичь абсолютизма, увенчав себя также и высшим монархическим титулом: не великий князь, и даже не царь, а император (по латыни - ПОВЕЛИТЕЛЬ). Для лучшего уяснения процесса утверждения абсолютизма перечислим основные реформы.
1. Вместо старого служилого сословия на службе в государственном   и административном аппарате были поставлены чиновники - индивиды, рекрутировавшиеся из любых сословий. И главное, обратите внимание, - они содержались на государственном жалованье,  то  есть  на заработной плате,   что  ставило  в абсолютную зависимость от государства.
2. Создана большая регулярная единая армия, починенная строго централизованному командованию;
3. Создана мощная сыскная служба - «Преображенский приказ» и другие аналогичные ему по функциям политического сыска органы;
4. Введены единые государственные финансы и единообразная податная система;
5. Вместо приказной системы государственного управления была сформирована   строго    централизованная    отраслевая    система
управления (по вертикали, сверху вниз); жесткая регламентация работы всех государственных учреждений и служб, четкая кадровая политика в части восхождения чиновников различных уровней по служебной лестнице, служебным рангам (нем. Rang - звание, чин, разряд, категория).
И всю эту строго ранжированную пирамиду государственного аппарата возглавлял сам реформатор-император, не несший ответственности ни перед народом ("подданными"), ни перед органами, которые бы представляли общество, народ, поскольку представительных органов, то есть органов, избираемыми народом, в России не существовало вплоть до принятия в 1906 г. первой Конституции (Основных законов Российской империи).
В 1716 г. Петр I собственной рукой вписывает в воинский устав — Артикул - следующее определение своих прерогатив власти. «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет своими землями и государствами, яко христианский государь, управлять». Это - абсолютизация государственных принципов.
Петр 1-ый полностью подчинил церковь и управление ею светской власти. В Духовный Регламент он также собственноручно вписал: «Император Всероссийский есть монарх, самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».
Заметим, что такие прерогативы верховной монархической власти исповедовали все государи и государыни, в том числе и последний российский император Николай II, несмотря на принятую в 1906 г. Конституцию.
Следует обратить внимание, правовая система абсолютистского государства при Петре 1-ом - это в значительной мере новая система права. В основу ее было положено шведское и датское право, что подчеркивали наши и зарубежные юристы. Но положена была не шведская правовая система целиком, не общие нормы права, а в первую очередь - военно-уголовное право. В объективных условиях, продиктованных внешнеполитическими реалиями того времени, Петр I не ставил, в качестве первостепенной, задачу облагодетельствовать народ, создать правовое государство, гражданское общество. Он ставил задачу создать могучую армию. При этом общество и государство, по ходу успешного достижения поставленной цели, превращались в придаток, обслуживающий армию.
Вполне понятно, что государство, построенное на принципах абсолютной власти, с неизбежностью распространяло вышеотмеченные государственные принципы и на автономную территорию - Украину. Этот процесс облегчался особенностями и самого украинского государства, рожденного при Богдане Хмельницком из условий освободительной войны. Студенту необходимо повторить по учебникам общую характеристику государственного и общественного строя Украины, оценку самим Богданом Хмельницким государственного строя, политического режима и института гетманской власти как власти монархической.
Власть строилась с наследием казачьего государственного правотворчества и с распространением государственных структур и правовых норм абсолютной монархии. Во главе Украинского государства стоял гетман. В Старшинскую раду входили все генеральные чиновники. Иногда собиралась Черная рада (очень редко и с ограниченными полномочиями). Это, скорее всего, была военно-монархическая власть (военно-административная), с элементами аристократического республиканизма.
Поэтому, когда иные авторы характеризуют украинское государство времен Богдана Хмельницкого как демократическую республику, то забывают, что демократия - это форма организации и деятельности политических и социальных институтов, основанная на законодательно закрепленном равенстве их членов. Она характеризуется выборностью, подотчетностью, социальным контролем.
Власть в Украине тогда не была демократической. Гетмана выбирали, выбирали иных должностных лиц. Но следует не забывать, что в таких выборах реализовывалась, выявлялась не воля равных членов общества, а воля узкого круга его аристократических, привилегированных слоев, сопровождавшаяся борьбою клик и харизматических личностей.


Более старые статьи:

 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить