Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы ВЛИЯНИЕ МОНГОЛЬСКИХ (ЗОЛОТООРДЫНСКИХ) ФОРМ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НА РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ВЛИЯНИЕ МОНГОЛЬСКИХ (ЗОЛОТООРДЫНСКИХ) ФОРМ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НА РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ВЛИЯНИЕ МОНГОЛЬСКИХ (ЗОЛОТООРДЫНСКИХ) ФОРМ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НА РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


В историко-правой науке общая оценка монгольского влияния на славянские княжества раздробившейся Киевской Руси столетиями оставалась та же, что запечатлелась    в памяти народа. Она выражалась коротким словом - иго. Семантически слово "иго" означает владычество, господство, связанное с угнетением. В старое время игом называли также ярмо - орудие для упряжки волов. Кстати заметить, впервые термин "иго" употребил священнослужитель, митрополит Кирилл еще в 1275 году.
В последние десятилетия в исторической науке в связи с широкой публикацией книг историка и географа Л.Н. Гумилева возникла довольно оживленная полемика, которая к единой оценке не привела. Краткое содержание гипотезы Гумилева таково. Монгольское завоевание сыграло спасительную роль для самоуничтожавшихся в феодальных  войнах раздробленных княжеств Киевской Руси и для защиты их православной государственности и культуры перед угрозой западного рыцарского вторжения, которое несло им порабощение, угнетение  и католичество. Сам Гумилев геополитический выбор славянских князей изложил следующим образом:
"Утверждаю, что русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного противника за широкими степями, какой была Золотая Орда, чем Левонский орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства и купеческой Ганзы у себя под боком. Пока существовала сильная Византия, ни "Христианский (католический)", ни Мусульманский мир не были страшны русской земле. Но в 1204 году этот естественный  союзник исчез, так как Константинополь был взят и разрушен крестоносцами. Без друзей жить нельзя, и тогда возник союз полу христианской Одры  и христианской Руси, эффективный до перехода хана Узбека в ислам в 1312 году.
Полагаю, что "нашествие" Батыя  было на самом деле большим набегом, кавалерийским рейдом, а дальнейшие события имеют с этим походом лишь косвенную связь".
А какой была политическая ориентация простого, трудового населения Украины можно прочитать у нашего классика исторической науки Михаила Сергеевича Грушевского.
"… В то время, когда при слухе о приходе татар закрывались города, а князья, бояре и всякие другие богатые люди разбегались, куда могли, находились селения и целые края (подчеркнуто мною - В.Д.), которые хотели определенным образом использовать этот перелом, это пепелище, эту руину старой жизни. Используя страх, который нагнали татары, они хотели вырваться из уз старого княжеско-дружинного строя, отжившего, тяжелого, невыносимого, дабы не знать тягот княжеских урядников, не знать боярства с его правами на землю, крепостничества, неуплаченных долгов и тяжелых отработок, не терпеть от бесконечных княжеских междоусобиц, насилия и поборов княжеских войск… Эти люди целыми общинами поддавались татарам, вероятно еще во время первого похода Бату. Они обещали татарам платить дань, быть под их непосредственной властью в смирении и послушании и не хотели больше знать никаких князей: хотели управляться народовластно, слушаться своих старшин, старцев, или как они там назывались".  (Подробнее см.: М.С. Грушевский. "Иллюстрированная история Украины". Любое издание).
Вообще в связи с распадом Союза ССР в среде читающей интеллигенции резко возрос интерес к исторической науке. И вот на эту почву сбрасывается авантюристическая концепция специалистов в области математической статистики академика Фоменко А.Т,  и его коллеги по лаборатории МГУ Носовского Г.В.,  навязывающих миру исторической науки свою так называемую "новую хронологию", ведущую к "перевороту" в области истории.
Краткая формулировка их гипотезы, их  "ключа" к разгадке русской, а вместе с ней и к украинской истории, состоит в том, что средневековая Монголия и Русь, по их мнению, – это одно и то же государство.  Монголия  - огромное многонациональное государство, раскинувшееся на территории, примерно совпадающей с Российской империей ХХ в. Само название «Монголия» происходит, вероятно, от греческого «мегалион», то есть великий. "Так называемое" монголо-татарское иго, уверяют авторы, это просто специфический период в истории Киевской Руси и Московского княжества. То было время, когда все население страны было разделено на две части. Одна из них – мирное население, управляемое князьями. Другая часть – регулярное постоянное войско – орда, под управлением военачальников, которыми могли быть и татары, и русские. Во главе орды стоял царь или хан, ему принадлежала верховная власть в государстве. Таким образом,  на территории раздробленной на 250 княжеств бывшей  огромной Киевской Руси этого периода действовали рука об руку два типа администраций: военная -  в орде и мелкие княжеские администрации - на местах.
Славянские княжества платили дань орде: 1/10 часть имущества и 1/10 часть живыми молодыми людьми,  для пополнения войска. Это, по мнению авторов гипотезы, необоснованно считается свидетельством татарского ига и подчиненности Руси.
Так называемого татаро-монгольского завоевания не было, то есть не было нашествия иноплеменников на Русь. В действительности то, что сегодня объявлено «татаро-монгольским завоеванием Руси»  на самом деле, по мнению авторов "новой хронологии" представляло собою внутренний процесс объединения русских княжеств, усиление царской власти в стране. А остатки регулярного русского войска и орды того времени сохранились и до нового времени в форме казачьих войск.
По большому академическому счету, эту гипотезу можно было бы и не упоминать - мало ли в наши  дни курьезов вбрасывается в общественное сознание. Но когда красочные публикации заполоняют книжные полки крупных магазинов и книжные развалы на улицах и площадях, а сами книги издаются массовыми тиражами, приходится откликаться на явление. Скажем прямо, для выяснения актуального вопроса о  влияния обычного права кочевых (степных) народов, шире -  народов востока, на развитие нашей системы права, а также влияния восточных государств и восточного нормативного права на историю развития нашей государственности и нашей системы права такие издания ничего кроме вреда не приносят.
Нам, украинцам, беря шире, нам, славянам, такие "концепции" также ничего не дают и для  избавления от неоправданного европоцентризма. Помимо академических изданий, мы бы по проблеме широкого культурного взаимодействия славян и народов Востока советовали прочесть легко и изящно написанную книгу Олжаса  Сулейменова "АЗ и Я". Ее журнальная публикация в 1967 году не была верно понята и потомку осуждена Центральным Комитетом Компартии Казахстана, но потом реабилитирована и  вышла в издательстве "Жазушы" (Алма-Ата, 1975).
В методическом пособии Московского госуниверситета по истории отечественного государства и права России прямо сказано, что Монголия – это «разбойничье государство». Чтобы студенту самостоятельно составить представление о действительном влиянии монгольского  завоевания и  их двухсотлетнего господства на Украину, необходимо  рассмотреть основные черты государственного строя, общества и особенности права завоевателей по порядку.
Государственный строй и политический режим, монгольской феодальной империи, созданной Чингисханом, имели ту специфику, которая формировались  не только как результат исторического процесса преодоления племенной разобщенности, но более всего как хищнические  орудия феодализирующейся знати для захвата чужих земель и богатств. Централизуя управленческий аппарат, Чингисхан разделил племена на военно-административные единицы, называвшиеся тысячами, так как эти единицы должны были выставлять по тысяче конных воинов. Чингисхан создал десятитысячную конную гвардию  (кашит). Гвардия использовалась как основная сила для подавления всякого социального и политического недовольства. Из гвардейцев частично комплектовался также чиновничий аппарат государственного управления.
На территории Великой Монгольской империи (от берегов Тихого океана до предгорий Карпат) после смерти Чингисхана и его сыновей, примерно, на протяжении двух  столетий существовало несколько полуавтономных улусов. Улусами назывались и государственные образования и наследственные ханские (княжеские) владения.
Княжества раздробленной некогда великой Киевской     Руси стали жертвой не собственно огромной империи Чингисхана, а одного из ее улусов - улуса Джучи. Улус этот более известен под именем Золотая Орда. Основал его в начале 40-х годов ХІІІ в. хан Батый (1236 - 1255 гг.).
Обратите внимание, что государственный строй в улусах носил полувоенный характер. Во главе государства стояли ханы из рода Батыя. Каган - верховный правитель улуса, высший носитель военной, административной, судебной и духовной власти одновременно.  Разделения функций власти и управления не существовало. Даже съезды военно-служилой знати во главе с членами правящей династии (курултаи) собирались только в особо важных обстоятельствах. Наиболее важные государственные и военные должности занимали огланы (царевичи), владевшие уделами. Государственными делами руководил "князь над князьями", называвшийся бекляре-бек. Отраслевое управление отправляли визиры. В города и подвластные области посылались  даруги. Их главной  обязанностью был сбор податей и налогов. Часто в помощь даругам и для иных карательных операций направлялись с вооруженными отрядами военачальники - баскаки.
Опорой власти хана, еще раз подчеркнем, являлась армия, состоявшая из чрезвычайно мобильной конницы. В армии служили все мужчины, так как большую часть населения составляли кочевники. В земледельческих же государствах, как вы наблюдали, армии состояли из хорошо обученной, вооруженной дружины князя и ополчения, то есть из созываемых по случаю военных действий пахарей и ремесленников, не умевших профессионально владеть оружием и не обученных военному искусству вообще. Монгольская армия к тому же заимствовала технические достижения высокоразвитых цивилизаций Китая и Средней Азии.
Структура армии. В основу организационной структуры были положены сохранившиеся родовые отношения с их общинной круговой порукой, поддержкой, солидарностью и коллективной ответственностью. Это обеспечивало жесточайшую дисциплину, организованность и порядок. Применялась децимация – ответственность десятка воинов за действия одного из них (если с поля боя бежал один, то казнили весь десяток).
Уместно заметить, что в новейшей истории славян, впервые децимация возрождается  в большевистской Красной Армии в 1918 году по инициативе Троцкого и Ленина. Троцкий впервые производил в частях Красной Армии   расстрелы по принципу децимации. Дореволюционная российская армия отличалась высоким патриотизмом, децимации в ней не применялись. Децимации применялась большевиками также в отношении крестьянского населения в районах  освобождавшихся от белогвардейцев.
Общественный строй в Золотой Орде. У монголов не было феодальной иерархической собственности на землю. Статус человека монгольского общества целиком зависел от его происхождения, заслуг перед ханом, перед  ханским родом, от его должности в военно-административном аппарате. Вся земельная собственность империи считалась собственностью рода Чингисхана (чингизидов). Главное заключалось в том, что все формы собственности реализовывались в пользу хана и его рода через военно-административный аппарат властвования и управления. Власть хана признавалась наследственной. И по сегодняшний день чингизиды гордятся своим происхождением, что в определенной мере способствует их карьере.
Следующую социальную ступень по своему правовому статусу и привилегиям занимали нойоны.
Для понимания не только сословной иерархии, но самого процесса ее складывания интересно проследить за развитием той категории дружинников, которых называли нукерами. Термины и иерархия сословных понятий "сюзеренитет" и "сюзеренитет - вассалитет" для Золотой Орды, как и для Киевской Руси, не подходит. По Б.Я. Владимирцову, нукеры (от монг.  нохор - друг, товарищ) - это дружинники предводителей родов и племен в период разложения родового строя и развития феодальных отношений. Нукеры - вооруженные свободные люди, добровольно служившие нойонам и ханам и находившиеся на их содержании.
Во время войны нукеры - это, прежде всего воины. В мирное время  - стража и "домашние люди", приближенные знати.     За службу нукеры первоначально получали кров, пищу, одежду и вооружение, а затем часть военной добычи и пожалования землей и крепостными (типа бенефиций), что способствовало превращению их в обычных вассалов  крупных феодалов.    Термин "нукер" в ХІV - ХХ веках стал употребляться в смысле "слуга" у народов Передней и Средней  Азии.                                           
Выдвинулся небольшой слой тарханов – тех, кто получал тарханные грамоты от хана или иных высших должностных лиц. Запомнить просто: тарханы - это землевладельцы-князья у тюркских народов. Тарханами называли также земли и имущество феодалов Крымского ханства, Астраханского и Казанского, Закавказья и Средней Азии, освобожденные от уплаты государственных налогов.      
К господствующему классу относилось также духовенство, как христианское, так и мусульманское. Духовенство освобождалось от налогов.
Дальше шли богатые ремесленники, феодалы, бояре, купцы, тоже имевшие привилегии на получение тарханных грамот.
Вплоть до ХVІІІ в. существовали сложные по юридическому содержанию тарханно-несудимые грамоты. Эти документы представляли собою публично-правовые акты. В них  определялся, в тарханной части, объем финансового и в несудимой части объем судебного освобождения феодалов и отдельных корпораций городского и промыслового населения от налогообложения и подсудности. Изменения в эти феодальные иммунитеты были внесены только по Соборому уложению 1649 года.
Основную трудовую категорию населения составляли крестьяне – карачу, причем социальное происхождение потомков закреплялось по предкам.
Феодально-зависимые крестьяне – сабанчи жили общинами. Сохранялась прослойка крестьян – издольщики (трудились из доли урожая). Наиболее распространенную категорию составляли рабы.          Обратите внимание, что массовое использование рабов стало в истории возможным только с появлением металлического оружия, когда один вооруженный получил возможность охранять многих безоружных. Вы представляете, как обеспечивалась охрана рабов, и организовывался их труд в каменоломнях Рима, в рудниках и на галерах. В условиях же кочевого хозяйства для предотвращения бегства  рабов их предварительно превращали в лишенных памяти манкуртов. Раба лишали обычного сознания следующим способом. На обритую голову натягивали широкий пояс из сырой бычьей кожи, связывали руки и бросали в пустыне под палящим солнцем.  Высыхая, пояс медленно сжимался, причиняя чудовищную боль - человек терял сознание. Через некоторое время приходил хозяин, поил и кормил его. Раб все забывал: и семью, и прежнюю жизнь, помнил лишь хозяина который, его, уже лишенного сознания, впервые напоил и накормил. Манкурт панически страшился всех - мог убить  мать родную. В наш век такое "воспитание"  покорности получает все более широкое и массовое распространение. Не исключено, что в вашей юридической профессии вам придется встречаться с анализом поступков камикадзе, шахидов,  лиц, зомбированных средствами массовой информации, религиозными или политическими фанатиками и пр.
Нормы права в Золотой Орде.    Источников монгольского права практически нет. У Чингисхана был единственный свод законов – Яса Великая. Слово "яса"  по-тюркски   или "джасак" по-монгольски означает закон. Одни исследователи считают Ясу сборником обычного права, составленным Чингисханом в 1206 г., то есть после избрания его Великим ханом. Другие полагают, что это собрание постановлений Чингисхана, оглашенных при тех же обстоятельствах. Скорее всего, набор обычного права в устной или письменной форме должен был накопиться и до Чингисхана, а затем он был узаконен его властью. Вырубленный на металлических досках, он  оглашался всякий раз при избрании нового хана. Во время завоевательных походов в Китай  и Среднюю Азию нормы Ясы изменялись и дополнялись. Ее фрагменты дошли до нас в передаче персидских, арабских и армянских авторов.         Специалисты оценивают содержание документа как   типичный кодекс раннефеодальной монархии.  Он включал 33 фрагмента и 13 дополнительных изречений Чингисхана. Эти нормы отличались крайней суровостью и формальной неопределенностью. Из 36 запрещенных действий 13 карались смертью. Жесточайшие наказания полагались не только за преступления, но и за проступки. Только в отдельных случаях устанавливались денежные взыскания, размеры которых определялись в зависимости от социального положения.
Имущественные отношения регулировались обычным правом и были чрезвычайно запутаны. Все решалось субъективно, т.е. применительно к отдельному лицу. Имущественное право регулировалось всевластием военно-должностных лиц.
Семейное право регулировалось обычаями. Глава рода – отец, глава аула – старейшина. Отец имел право отдавать детей в рабство за долги, т.е. располагал неограниченной властью. Законных жен имел четыре, старшая жена – хозяйка. Многоженство не ограничивалось. Дети жен и наложниц уравнивались в правах. Это объяснялось необходимостью восполнять потери мужского населения в условиях непрерывных войн. После смерти мужа управление всеми делами переходило в руки старшей жены.
Уголовное право отличалось неимоверной жестокостью. Смерть полагалась за убийство, супружескую неверность, подсматривание за поведением других и др. Формы смертной казни не регулировались, но преимущественно удавливали на веревке, подвешенной к шее верблюда, волокли привязанного к лошади. Выкуп допускался только при убийстве родственников. Изощренной жестокостью отличалось отношение к пленникам. Между прочим, заметим, откуда берет начало аристократическая игра в поло в благородной Англии. Для тренировки кавалеристов устраивались состязания между командами, вместо мячей служили  головы побежденных. Исторически достоверен факт: потомок Чингисхана Тамерлан устроил грандиозный матч, в котором вместо мячей играли отрубленными головами пленников.
Подводя итоги краткому анализу социальной структуры монгольских завоевателей необходимо избежать распространенного представления об их общественном строе, как строе кочевников. Одним был облик этого общества во времена Чингисхана (1155 - 1227) и другим  после огромнейших Монгольских завоеваний ХІІІ века. На его изменениях сказались не только захват колоссальной военной добычи, включение в  эксплуатацию порабощенных и ограбленных народов Азии и Восточной Европы.  В результате кровавых аннексий в составе Монгольской феодальной империи оказались огромные территории стран с высокоразвитой земледельческой культурой, многочисленные города с развитыми ремеслами и торговлей. Потому экономика времен господства над Киевскими княжествами Золотой орды (один из улусов Чингизидов) характеризовалась одновременным сосуществованием  в ней различных общественно-экономических укладов.  Это степной, он же кочевнический; оседлый, это земледельческий, и городской. В окраинных районах   Золотой орды преобладало оседлое земледелие, в центральном районе вызревал симбиоз кочевого скотоводства с городской экономикой и аграрной периферией городов.
Многоукладная экономика и усложнившаяся социальная структура общества потребовали совершенствования административно-управленческого аппарата. Чтобы планомерно и максимально эффективно  эксплуатировать население завоеванных стран монголы использовали китайский опыт управления и китайскую администрацию. В документах ХІV века упоминаются наименования таких представителей ханской администрации: секретари палат, таможенники, весовщики, сборщики различного рода податей, поплужники (полагают, так называли сборщиков  податей, исчислявшихся с плуга), послы, занимавшиеся наряду с дипломатией сбором и доставкой хану податей, почтовые и станционные служители, сокольники, барсники, лодейщики, мостовщики, смотрители базаров и прочие.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить