Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА - КИЕВСКАЯ РУСЬ

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА - КИЕВСКАЯ РУСЬ
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА - КИЕВСКАЯ РУСЬ


В ІХ - ХІІ веках Украина была известна на Западе и на Востоке как крупнейшая страна средневековья. Ее государство под названием Киевская Русь располагало огромной территорией, имело все присущие тому времени институты властвования и управления, свою самобытную правовую систему, органы защиты от внешнего вторжения (дружина и народное ополчение), дружина являлась одновременно и органом борьбы против центробежных сил (сепаратизма). Наконец, свой язык, культуру, религию, свои ценности.
Существует несколько концепций возникновения Украинского государства. Нам, юристам, необходимо внимательно изучать в первую очередь те особенности его формирования, которые предопределяли специфику развития норм права и правовой системы в целом. Академик Б.А. Рыбаков определил, что уже в VІІ - Х веках существовали союзы племен и союзы союзов (суперсоюзы). Эту точку зрения разделяют и другие крупные исследователи. Затем на базе разложения первобытнообщинных отношений, возникновения права частной собственности, образования сословий, развития сословных противоречий формировались динамичные институты государства.
Призыв варягов и утверждение на сотни лет их династического правления, по мнению многих историков и правоведов существенной роли не сыграло. Некоторые исследователи доверяют летописцу, записавшего легенду, якобы приход варягов – результат добровольного приглашения их новгородцами. Сами варяги "ославянились", приняв язык и культуру славян. Нам представляется, что все эти точки зрения заслуживают внимательного анализа, перекрестного сопоставления источников, но главное оценки фактов с позиций юридической логики.
Нормандскую концепцию возникновения Киевского государства – выдвинул немецкий академик Г.З. Байер, он же привел главные агументы", якобы славяне были культурно не способны самостоятельно создать собственное государство без помощи варягов.
А.К. Толстой, в юмористической поэме в стихах «История государства российского от Гостомысла до Тимашева» остроумно высмеял эту легенду:

Вся земля наша велика и обильна,
А наряда в ней нет.
Нестор, летопись, стр. 8.
1.
Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.

2.
А эту правду, детки,
За тысячу уж лет
Смекнули наши предки:
Порядка-де, вишь, нет.

3.
И стали все под стягом.
И молвят: "Как нам быть?
Давай пошлем к варягам:
Пускай придут княжить".

4.
Ведь немцы тороваты,
Им ведом мрак и свет,
Земля ж у нас богата,
Порядка в ней лишь нет

5.
Посланцы скорым шагом
Отправились туда
И говорят варягам:
"Придите господа!

6.
Мы вам отсыплем злата,
Что киевских конфет; ? ?
Земля ж у нас богата;
Порядка в ней лишь нет".

7.
Варягам стало жутко
Но думают: "Что ж тут?
Попытка ведь не шутка -
Пойдем, коли зовут".

8.
И вот пришли три брата,
Варяги средних лет.
Глядят - земля богата,
Порядка ж вовсе нет.

9.
"Ну, - думают, - команда!
Здесь ногу сломит черт,
Es ist ja eine Schande
Wir mussen wieder fort (ведь это позор - мы должны убраться прочь).
10.
Но братец старший Рюрик
"Постой, - сказал другим, -
Fjrtheh"n war" ungebu"rlich
Vielleicht ist nicht so schlimm (уйти было бы неприлично; может быть это не так уж плохо).

11.
Хоть вшивая команда,
Почти одна лишь шваль:
Wir bingen" s shon zustande,
Versuchen wir einmal. (мы справимся, давайте попробуем)

12.
И стал княжить он сильно,
Княжил семнадцать лет,
Земля была обильна,
Порядка ж нет как нет!

13.                            
Владимир - креститель
За ним княжил князь Игорь
А правил им Олег.
Das war ein groser Krieger (это был великий воин)
И умный человек.

14.
Потом княжила Ольга,
А после Святослав;
So ging die Reinfolge (такова была последовательность)
Языческих держав.

15.
Когда ж вступил Владимир
На свой отцовский трон,
Da endigte fur immer
Die alte Religion (тогда пришел
конец старой религии)

16.                                        
МОКОШЬ
Он вдруг сказал народу:
"Все ваши боги дрянь,
Пойдем креститься в воду!"
И сделал нам Иордань. (специально оборудованное место для крещения)

17.
"Перун уж очень гадок!
Когда его спихнем,
Увидите, порядок,
Какой мы заведем


18.
Послал он за попами            
В ГОСУДАРСТВЕ - ВОТЧИНЕ
В Афины и Царьград, Попы пришли толпами,
Крестятся и кадят.

19.
Поют себе умильно
И полнят свой кисет;
Земля как есть обильна,
Порядка только нет.

20.
Умре Владимир с горя,
Порядка не создав.
За ним княжить стал вскоре
Великий Ярослав.

21.
Оно, пожалуй, с этим
Порядок бы и был;
Но из любви он к детям
Всю землю разделил.        
Всю землю разделил – на 8 частей.

22.
Плоха была услуга,
А дети, видя то,
Давай тузить друг друга;
Кто как и чем во что.

23.
Узнали то татары:
"Ну, - думают, - не трусь!"
Надели шаровары,
Приехали на Русь.

24.
"От вашего мол, спора
Земля пошла вверх дном,
Постойте ж мы вам скоро
Порядок заведем".
25.
Кричат: "Давайте дани!"
(Хоть вон святых неси)
Тут много всякой дряни
Настало на Руси.
26.
Что день, то брат на брата
В Орду несет извет;
Земля, кажись, богата -
Порядка ж вовсе нет.
27.
Иван явился Третий:
Он говорит: "Шалишь!"
Уж мы теперь не дети!"
Послал татарам шишь. 28..
И вот земля свободна
От всяких зол и бед
И очень хлебородна,
А все ж порядка нет. 29.
Настал Иван Четвертый,
Он Третьему был внук;
Калач на царстве тертый
И многих жен супруг.
30.
Иван Васильич Грозный
Ему был имярек
За то, что был серьезный,
Солидный человек.            
ВЕЧЕВЫЕ  СОБРАНИЯ

31.
Приемами не сладок,
Но разумом не хром;
Такой завел порядок,
Хоть покати шаром.

Основная идея автора, которую проницательный поэт рассматривает в широком историческом диапазоне, заключается в неизменном отчуждении государственной власти от народа, от общества. К этому явлению мы будем многократно возвращаться, изучая материалы всего курса. А для понимания обстоятельств зарождения социального отчуждения необходимо дать более полную оценку норманской и антинорманской "теориям" происхождения нашего государства, вернее сказать, особенностям происхождения нашего государства с позиций юридической логики.
Прежде всего, представляется слишком завышенным содержание понятия "теория". Это не теория в широком понимании этого слова, пожалуй, даже, не концепция. Это суждение, достаточно политизированное суждение, немецкого академика Г.З. Байера, находившегося на службе в Российской Академии Наук, по вопросу о том, кто был основателем государства Древняя Русь. Так что, собственно, под так называемой, норманской теорией уместно понимать направление в историографии, которое возникло в ХVIІІ в. и существовало в науке до 1860-х годов. Байер считал варягов не особым племенем, а благородными выходцами из Норвегии и Дании, союзниками и наемниками славян.
Первым с обстоятельной критикой норманской теории выступил М.В. Ломоносов, показавший не только научную несостоятельность "доказательств" Байера, но и враждебный России их политический смысл. Крупнейший историк второй половины ХІХ в. С.М. Соловьев полагал, что варяги были не народом, а дружиной разного сброда с преобладанием скандинавов. Чтобы вы могли самостоятельно убедиться. насколько политическая ангажированность сказывается на трактовке исторических фактов и источников, сравните два высказывания по одному и тому же событию. Апологет самодержавия и крепостничества Н.М. Карамзин в "Истории государства Российского" писал:     "Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями.
Мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, имея в ІХ веке сношение с Югом и Западом Европы, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли благоприятные для народа".
Американский историк либеральных взглядов Ричард Пайпс, автор книги "Россия при старом режиме" исключает цивилизаторскую роль варягов одним эпитетом: "неотесанные разбойники".
Свободолюбивые славянские мыслители и поэты воспринимали факт вторжения Рюриковичей, как попрание традиций народоправства и насаждение монархического всевластия. В повести "Последний сын вольности" М.Ю. Лермонтов воспел не покорившегося варягам юного борца Вадима и его мудрого наставника барда Ингелота, предупреждавшего:
Обманулись вы, сыны славян!
Чей белеет стан под городом?
Завтра, завтра дерзостный варяг
Будет князем Новгорода
Завтра будете рабами вы!..
……………………………..
Увы! Пред властию чужой
Склонилась гордая страна,
И песня вольности святой
(Какая б ни была она)
Уже забвенью предана.
Свершилось! дерзостный варяг
Богов славянских победил;
………………………………..
Свободный край поработил.

Мы не западные люди, мы не верим, - писал А.И. Герцен в статье "Русские немцы и немецкие русские", - что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтобы их не было.
Норманнская теория подверглась полному научному опровержению в 30-40-х гг. ХХ века. Решающую роль сыграли работы ряда отечественных историков, правоведов, археологов: Б.Д. Грекова Б.А. Рыбакова, М.Н.Тихомирова, С.М. Юшкова, В.В. Мавродина и др.
Для уяснения истоков отчуждения государственной власти от общества целесообразно с такой же целевой установкой рассмотреть некоторые детали легенды о личности основателя правящей династии Рюриковичей. Из предыдущей беседы и представленной там схемы мы уяснили, что Украинское государство под названием Киевская Русь сформировалось на собственной, внутренней общественно-экономической основе. Правовая техника регулирования общественных отношений также базировалась на вековых нормах обычного славянского права. Тем не менее, именно потомки киевского великого князя Игоря дали имя династии, поскольку он считался сыном Рюрика. Сам термин династия (от греч. dynasteia - господство) в государственном праве монархических государств означает совокупность происходящих от одного родоначальника царствующих лиц, сменяющих друг друга в установленном в порядке престолонаследия главу государства.
Согласно летописным преданиям три брата-конунга, предводители варяжских дружин, якобы приглашенные "из-за моря" новгородскими славянами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде, и основали Древнерусское государство. Согласно этой легенде Рюрик сел на княжеский стол (престол) в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Скорая смерь Синеуса и Трувора сделала Рюрика единовластным правителем в Новгородской земле. Тщательный анализ иностранных документов показывает, что Синеуса и Трувора вообще не существовало. Известия о них - это результат неправильного прочтения текста источника. Рюрик вторгся действительно "из-за" моря, но не с мифическими братьями, а со своим домом, то есть родом ("сине хус") и верной дружиной ("тру-воринг").
Вначале Рюрик закрепился в Ладоге, затем, воспользовавшись внутренними усобицами, в 862 г., захватил власть в Новгороде. Восстание привыкших к народоправию новгородцев было подавлено. Рюрик казнил предводителя Вадима Храброго, "последнего вольного славянина" и его советников. Возмущение тиранией пришельцев долго подпитывалось надеждой.
Но есть поныне горсть людей,
В дичи лесов, в дичи степей;
Они, увидев падший гром,
Не перестали помышлять
В изгнанье дальне и глухом,
Как вольность пробудить опять;
Отчизны верные сыны
Еще надеждою полны.
Славянские племенные объединения и союзы не одинокая жертва нормандских завоевателей. Многие народы стали жертвами этих хорошо организованных, мобильных завоевателей. Они подчиняют население огромных территорий в Европе (Англия, север Франции), создают провинцию Нормандию, проникают в Средиземное море, создают там свое королевство, плывут до Исландии, Америки. Еще до нападения на новгородцев варяги ходили в набеги по Волжской речной системе, плавали через Каспийское море - на Восток, торговали результатами грабежа (торговый рэкет, пиратство). Мирных земледельцев славян они сначала не трогали, так как в те времена эти трудолюбивые пахари платили дань (откупались) Хазарскому каганату. Утвердившись в Новгороде и превратив его в опорную базу дальнейших завоеваний, князь Олег, родственник Рюрика, захватывает Смоленск и подчиняет кривичей, захватывает Любеч, а затем и столицу полян - Киев. Академик М.С. Грушевский полагал, что правившие там в то время Аскольд и Дир были связаны с династией полянского князя Кия. Так или иначе, для нас существенно иное: Аскольд и Дир были "жестоко и варварски" убиты, а Киев стал для воинственного Рюриковича Олега базой дальнейших завоеваний славянских и не только славянских племен: древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев Он ходил успешными походами на Хазарский каганат, "прибил свой щит на вратах Цареграда" (Константинополь - столица Византийской империи).
Наследники Рюрика, князья Олег, Игорь, Святослав и их преемники вели себя не как соотечественники славян, обязанные придерживаться священных традиций примирительного права родового строя. Никто из них никаких обязанностей по отношению к покоренным племенам на себя не брал. Даже монархолюбивый Карамзин вынужден, следуя летописным записям, так передать восшествие Олега на киевское великое княжение: "Олег, обагренный кровью невинных князей, знаменитых храбростию, вошел как победитель в город их, и жители, устрашенные самым его злодеянием и сильным войском, признали в нем законного (?- В. Д.) государя".
О неуважительном отношении князя Олега к славянам-земледельцам, даже тем, которые наряду с варягами входили в состав его войска, говорит такая деталь. Получив с греков контрибуцию, Олег приказал натянуть на корабли дружинников-норманнов паруса шелковые, а славянам достаются полотняные. Что-то кроется и за странной причиной смерти непобедимого в боях Олега. Он умер от укуса змеи, выползшей из конского черепа. Конь - атрибут высших славянских богов, змея тотемный символ славянского бога Велеса.
Игорь, собрав дань с древлян, весной продал в Византию, закупил предметы роскоши и так вошел во вкус, что в нарушение сезонных возможностей земледельцев, повторно отправился вымогать дани. Древляне казнили его: привязали между деревьев и разорвали. Даже автор повести не осуждает древлян и передает их оценку неправедных требований Игоря такими словами: князь - волк, которого надо убить, пока он не перетаскал все стадо.
Что же сделала мать Игоря княгиня Ольга? В упомянутом в предыдущей беседе учебном пособии в схемах "История России ІХ - ХХ вв." помещена схема "Деятельность княгини Ольги. Х в." Учащимся и абитуриентам вузов предлагается: "Задача. Княгиня Ольга, желая отомстить за убитого древлянами мужа, длительное время проявляла безмерную жестокость, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями г. Искоростень и т.д. Княгиня не позволила своему сыну Святославу жениться на беременной от него ключнице Малуше. В общем - грехов предостаточно. И тем не менее Ольга канонизирована православной церковью. Почему?". Автор, видимо, не заметил, что у нас, в Украине она канонизирована еще и государственной властью - учрежден государственный орден ее имени для награждения деятелей культуры.
И сколько мне ни доводится спрашивать абитуриентов, почему княгиня Ольга погромила древлян, все, не задумываясь, бойко отвечают: "отомстила за варварское убийство ее мужа Игоря". А между тем здесь есть над чем подумать.
Во-первых, надо уточнить содержание терминов "дань" и "полюдье". "Большой юридический словарь" поясняет: дань - это натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов (заметьте, не налог, а именно побор - это различные понятия). На Руси дань известна с 9 в. В 11 -16 вв. слово "дань" уже означало налог и феодальную ренту. В 13 - 15 вв. дань ("выход") собиралась с покоренных русских княжеств в пользу Золотой Орды. А слово "полюдье" означает ежегодный объезд подвластного населения с целью сбора дани. Поэтому говорить, что заслугою Ольги явилась "отмена полюдья" и вместо него "введение уплаты дани" означает говорить бессмыслицу, поскольку полюдье представляло собою техническую форму сбора дани, сбора путем объезда.
Во вторых, и это - главное. Расправа древлян над Игорем не просто уголовное убийство, это, по логике обычного права, пресечение нарушения норм обычного права. Существует извечный земледельческий годичный цикл сбора продуктов земли и леса. Поэтому и дань, согласно этому циклу, могла быть выплачена только единожды. Нарушение этого цикла - разорение и гибель для любого земледельческого племени. Следовательно, если бы Игорь чувствовал себя князем -"хозяином земли русской", как официально, в переписном листке, указал свое занятие Николай 11-ой, он не снимал бы с подвластного стада овец их шкуры, а ежегодно состригал только шерсть и отъедал приплод. Чем, грубо говоря, отличается кочевник-пастух от волка? Заботясь о здоровье своего стада, пастух отъедает только приплод. Волк же, наевшись, рвется как можно больше разодрать беззащитных барашков.
Двадцать самых знатных древлянских послов, приплыв в ладьях к Киеву, разъясняли княгине Ольге мотивы своего поступка в самой вежливой и благожелательной форме. "Мы, - говорили они, - убили твоего мужа за хищничество и жестокость; но князья древлянские добры и великодушны; их земля цветет и благоденствует. Будь супругою нашего князя Мала".
Однако в Ольге взяли верх варяжские представления о нормах межплеменных отношений. Она повела себя не как мстительница по праву кровной мести, а как предводительница военно-карательного отряда, не остановившегося перед полным уничтожением древлянского племени с целью устрашения других непокорных племен. Только вокруг могильного кургана Игоря было убито пять тысяч невинных древлян, а те, кто остался в живых, проданы в рабство. Кстати заметить, в годы правления первых Рюриковичей на невольничьих рынках международной торговли славянские невольники преобладали.
Совершенно не отвечали интересам Киевской Руси и походы князя Игоря на Каспийское море, во время которых его дружина достигла районов современного Баку. Игоревы дружинники не прочь были даже избрать те теплые края для постоянного местопребывания, но передумали - подвело неумеренное употребление спелых плодов. Не испытывал постоянной привязанности к Киеву и следующий правитель государства - Святослав. Собрав бояр, он в присутствии больной матери, которой оставалось четыре дня до смерти, заявил им, что ему больше подойдет жить на Дунае: "ибо в столице болгарской, как в средоточии, стекаются все драгоценности искусства и природы: греки шлют туда золото, ткани, вино и плоды; богемцы и венгры серебро и коней; россияне меха, воск и невольников".
В летописях мы можем найти много других свидетельств, убедительно доказывающих, что у первых киевских князей варяжского происхождения, отсутствовало чувство государственности, органически вырастающей из данного, славянского общества. Святослав мог жить в любом месте, которое подходило, по его мнению, для получения доходов от торговли и военной добычи. Глубокий исследователь раннего Киевского государства академик Б.А.Рыбаков отмечает, что отношение варягов к славянам отличалось жестокостью. И это понятно, поскольку у киевских князей не могло быть чувства родовой и племенной привязанности к славянам, эмоциональной и духовной близости. Им не были знакомы архетипы исполнения веками наработанных правовых норм, которые мы именуем обычным правом. Сказывались, несомненно, и архетипы поведения, врожденные психические структуры, составлявшие коллективное бессознательное, что прослеживается даже при беглом сравнении облика скандинавских и славянских богов. Обратите внимание на то, что в облике богов, точнее, в мифических представлениях об их функциях, в причудливых представлениях о связях богов с общинным коллективом, в представлениях о степени их индивидуального воплощения, в особенностях их временных характеристик, в степени актуальности того или иного бога для конкретного человека отражены социально-психологические характеристики самих людей, творящих своих богов. В облике богов обобщенно персонифицируются людские функции - хозяйственные, военные, ритуально-юридические.
Так вот, главный в пантеоне скандинавских богов Один - это бог военной магии и военной дружины, покровитель героев и сеятель раздоров между ними. Славянский Перун - это бог грома, грозы и плодородного дождя. После победы Перуна над врагом освобождаются воды, скот и Мокошь - единственная женщина из пантеона славянских богов.
Ранняя Киевская Русь – это государство-вотчина. В широком смысле вотчина того времени представляла собою вид земельной собственности, передаваемой по наследству. Существовали вотчины княжеские, боярские, монастырские. В семантическом смысле вотчина - наследие, доставшееся от отца. Понятно, что великие князья династии Рюриковичей смотрели на целую страну как на свою личную собственность. А право собственности, как вам известно, еще из учения римских правоведов, дает его обладателю три правомочия: право владения, право пользования и право распоряжаться. Даже Ярослав Мудрый смотрел на государство как на свою личную собственность со всеми строениями, людьми, шубами, рубахами. Чувствуя приближение смерти, он поступил как чадолюбивый человек и как собственник "нажитого" предками и преумноженного его собственными трудами богатой страны. Еще раз рассмотрите схему-иллюстрацию к стихотворению А.К.Толстого и прочитайте предсмертное завещание - наставление великого князя.
"Скоро не будет меня на свете, вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для вас, погубит славу и величие государства, основанного счастливыми трудами наших отцов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество. Изяслав, старший брат заступит мое место и сядет на престоле киевском; повинуйтесь ему, как вы отцу повиновались. Святославу даю Чернигов, Всеволоду - Переяславль, Вячеславу - Смоленск. Каждый да будет доволен своею частию. Или старший брат да судит вас как государь! Он защитит утесненного и накажет виновного ".
Для непосредственных тружеников - земледельцев в то время частная собственность на землю еще не сложилась. Они продолжали жить общинами, земля и другие средства производства принадлежали коллективу всей общины. Эта форма социальной организации сложилась на основе родственных связей, производственный процесс и сфера бытовых отношений регулировались полным или частичным самоуправлением. Поскольку община позволяла ее членам использовать эту организацию структуру также как силу, противостоящую узурпаторам, что показал отпор древлян дружине князя Игоря, то княгине Ольге пришлось, несмотря на ее кровавую победу, встать на путь некоторого правового регулирования взаимоотношений молодого Киевского государства с традиционным славянским обществом. Нерегулируемые военно-реквизиционные поборы заменяются регулируемой данью. Устраиваются погосты (пункты сбора дани), назначаются сроки сдачи дани, определяются ее размеры (уроки).
Слово погост происходит от древнего славянского слова погостити, то есть побывать в гостях. Первоначально погост представлял собою постоялый двор, на котором временно останавливались князь, духовные лица и купцы, которых в то время называли гостями. В ІІ-ХVІІ вв. погостом назывались и сельская община и ее центр. Постепенно погостом стали называть административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением в Киевской Руси христианства в погостах строились церкви, близ которых находилось кладбище. Свои названия погосты обычно получали двойные, по селению и по церкви. Именно по погостам чаще всего раскладывались (разверстывались) на податное население различные повинности, великокняжеские и вотчинно-барские. Итог беседе по всей нашей теме советую подвести в форме схемы.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить