Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Материалы для работы Место Украины в мировом сообществе цивилизаций

Место Украины в мировом сообществе цивилизаций
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Место Украины в мировом сообществе цивилизаций


До начала беседы по этому сложному вопросу строго уточним наши представления о содержании тех терминов и понятий, которыми придется оперировать. Чтобы вы не заподозрили меня, вашего доброжелательного собеседника, в неоправданном педантизме, попробуем вместе проанализировать одну из структурно-логических схем из очень хорошего в целом учебного издания известного в Российской Федерации методиста, профессора А.Т.Степанищева "История России ІХ - ХХ вв. Схемы". М., 2001. Одна из первых схем, которую я хотел было воспроизвести без изменений, озаглавлена "Людские союзы".

В основу конструирования схемы положено методически хорошее намерение - наглядно представить этапы исторического и эволюционного формирования человеческого общества, одним словом, социогенез. Однако автор допустил терминологическую некорректность, которая повлекла за собою научные ошибки. Во-первых, сам заголовок схемы "Людские союзы" не может быть принят потому, что в социологии слово "союз" обозначает объединение, соглашение для реализации каких либо совместных целей. Заменим "союз" на четкий и емкий термин "общность". Им обозначается реально существующая совокупность индивидов, объединяемых исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями, отличающаяся относительной целостностью, обладающая рядом общих признаков, придающих ей своеобразие. А если мы заменим слово "людские" на "человеческие", поскольку человек существо двойственное, то есть природное и общественное, то оно может быть применимо и к первому этапу (символу в схеме), когда социальные связи еще отсутствовали. И еще одна поправка нужна. Надо поменять местами пятый и шестой символы, поскольку трибы объединяли в древнеримскую общину не роды, а три племени: Рамны, Тации, Луцеры. У славян это племенной союз.

Уточнив термины, обозначающие догосударственные общности, надо четко и ясно договориться, что же мы будем вкладывать в понятие "цивилизация" и в какой мере отграничим его от многозначного понятия культура (четыре значения). О семантической многозначности последнего говорит его происхождение. В латыни cultura - это возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В нашей же теме мы в термин "цивилизация" будем вкладывать только следующее широкое содержание: это уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанный с общественным разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества. При этом мы, юристы, в центр нашего анализа различных цивилизаций будем ставить проблемы развития государственных институтов, права и правовой культуры регулирования жизнедеятельности общества.
Древнейшие цивилизации возникали в речных системах с орошаемым земледелием – Нил в Египте, Тигр и Евфрат в Месопотамии, Ганг в Индии. Там достигалась высокая производительность труда, создавались сложные системы хозяйства, хозяйственных отношений, обмена продуктами труда.
Для регулирования хозяйственной деятельности, для регулирования торговых отношений потребовалось раньше, чем в других местах вырабатывать правовые нормы, которые бы рационально регулировали эти отношения. Именно в связи с этими потребностями и разрабатывалась юридическая, социальная, общественная техника, которая действует по законам правопорядка.
Территория Украины расположена на стыке европейской и азиатской цивилизаций. Это географическое положение обусловило сложность развития украинской национальной государственности и правовой системы, которая испытывала на себе сильнейшее влияние иноземных правовых систем.
Попутно хотелось бы высказать замечание к распространенному в литературе и публицистике утверждению о будто бы отсутствии до последнего столетия государственности в Украине. Именно Украина выступила в 1922 г. инициатором создания Советского Союза. После окончания Второй мировой войны Украина и Белоруссия выступили как участники создания Организации Объединенных Наций и заняли в ее руководящих органах весьма весомые позиции. Украина наряду с РСФСР сыграла решающую роль в ликвидации Союза СССР. Украина имела сильное, влиятельное на международной арене государство. Следовательно, после распада СССР, по нашему глубокому убеждению стратегическая задача заключалась не в том, чтобы создать сильное государство. Оно и без того было достаточно сильным и даже всесильным по отношению к обществу и личности. Главная, стратегическая задача заключалась в ином: необходимо было выйти на путь реформирования тоталитарно-бюрократического государства в социально ориентированное правовое государство, встать на путь создания гражданского общества, воспитания свободной личности, которая бы превыше всего ставила такие общечеловеческие ценности как свобода, право, закон, гражданственность, равенство граждан перед законом.
Принадлежность к той или иной цивилизации или культуре будет определяться не погоней за престижем, а уровнем использования достижений мировой правовой мысли, государственности и цивилизованной социальной жизни.
Долгие века на территории Восточной Европы классовое общество географически ограничивалось узкой полосой Причерноморья, где возникали и развивались греческие города-полисы. Из истории Эллады известно, что на северных берегах Черного моря сравнительно длительное время существовало много греческих колоний-полисов. По преимуществу в устьях больших рек и при удобных морских бухтах. Из них наиболее известные: Ольвия (в устье Буга), Херсонес (в окрестностях нынешнего Симферополя), Пантикапея (Керч), Фанагория (Таманский полуостров), Танаис (в устье Дона).
Древние греки обыкновенно не удалялись от морского берега и предпочитали привлекать к торговле народы, жившие севернее узкой полосы берега. Торговля сблизила греков с местным населением, образовывались смешанные эллино-скифские государства, а в Пантикапее сложилось значительное государство – Боспор.
Боспорское царство, Ольвия, Херсонес достигли значительного процветания и оставили после себя замечательные памятники: остатки городских укреплений, жилищ и храмов, множество предметов, художественные ценности. Для нас же, юристов, прежде всего, интересно отследить их опыт государственного строительства, их технику правового регулирования общественных отношений.
На рубеже новой эры вместо скифов по соседству с греческими колониями кочуют сарматы, аланы, роксоланы. Они принадлежали к иранскому корню, к которому принадлежали и ранние скифы.
В начале III века н.э. Боспор становится во главе крымских городов, защищая их от набегов сарматских племен. В 50-70г.г. III в.н. э воинственные племена готов вторглись в Боспорское царство, разрушив до пепла Пантикапей. А следом шли гунны, которые прогнали готов, образовали обширное государство, объединив многие покоренные племена.
Что же поучительного или хотя бы академически интересного для нас, современных жителей Украины и, в частности, жителей современного украинского Причерноморья в опыте государственного строительства и техники правового регулирования производства и производственных отношений у народов, государственные образования которых рождались, жили и исчезали на наших Причерноморских территориях?
Правоотношения и социально-организационные структуры кочевых и полукочевых народов интересны тем их традиционализмом, сакральным авторитетом обычая, которые позволяли им сохранять прочность своих государственных образований перед лицом более сильных и лучше подготовленных в военном отношении народов. Чисто рабовладельческих государств на территории Украины, равно как и во всем мире, не было. Тем более не могло их быть у скифов и греков, в греческих городах-колониях и у славян. Рабство же в хозяйственной жизни широко использовалось повсеместно, было развито почти у всех народов, во всех государствах включая СССР (труд политических и иных необоснованно заключенных). Наибольшее количество рабов имелось в Риме, рабский труд широко использовался в ХIХ в. в США, и сегодня в мире имеют место элементы рабского труда (положение иммигрантов, молодых женщин для сексуальных услуг и пр.).
Попробуем проанализировать фрагмент текста из учебника «История государства и права Украины», часть 1, книга 1, - Харьков, 1993:
«История государственно-правового развития на территории современной Украины от середины I тысячелетия до н.э., когда у народов и племен Северного Причерноморья появляются первые государственные формирования. Это были рабовладельческие государства, которые возникли в процессе распада первобытнообщинного строя и установления классового общества». Прежде всего, поставим вопрос, что у кочевых народов составляло основу их производства, общественная (или частная) собственность на стада животных или на землю (пастбища и водопои). И другие авторы учебников пишут, что на южных территориях современной Украины с середины 1-го тысячелетия до нашей эры и до У-го века нашей эры существовали "рабовладельческие государственные образования и право".
А в какой форме и мере возможно было использование рабского труда в условиях пастушеского и кочевого хозяйства. Попробуем себе представить поведение раба-иноплеменника, которому доверят пасти лошадей. Очевидно, в таких обществах возможно лишь патриархальное рабство, в размерах, которые не составляют основу производства и не определяют социальный облик общества в решающей мере.
Особый интерес для нас, украинцев, представляет изучение традиций государственного строительства и правотворчества в античных городах- полисах. То были государства-полисы или города-государтсва. Украина - наследница высокой византийской культуры, которая впитала философию государства и права из культур Афин, Иерусалима (Моисеево право) и Рима. Украина на протяжении столетий создавала свою самобытную культуру. В настоящее же время настойчиво "стучится" в Европу, поскольку именно там в последние столетия рождались наиболее созидательные правовые идеи (не надо забывать и о разрушительных идеях!), оказывающие решающее влияние на судьбы человечества. "С историко-правовой точки зрения, отмечает Эрих Аннерс, значение полицейских, политических и социально-организационных структур греческих городов-государств заключается в том, что они заложили основу для дебатов и формирования понятий, относящихся к науке о государстве и праве, которые до сих пор по-прежнему продолжают служить для нас основой для размышлений в этой области знаний". Добавим к этому, что "для нас" в контексте суждений шведского профессора означает не только для Европы, но и для всех обществ, ищущих пути восхождения к гуманистическому правопорядку.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить